Бдительный ум христианина всегда занят. Он всегда удивлен простотой и чудом мироздания; он молится, призывая Христа поселиться в сердце; он кается, вознесенный благодатью и обозревающий свое состояние нестояния; он созерцает творение глазами младенца чистого и неразвращенного знанием века сего; он благоговейно предвкушает будущий век Царствия оком веры; он содрогается от представлений об аде и чувствует близость смерти.
Он знает что такое уныние - это ум, отошедший от богомыслия, и потому блуждающий в знойной пустыне бессмысленных идей мира. Он истинно любит людей без жалости и зависти к ним, т.к. знает кто они и к чему призваны. Он не беспокоится о людях, т.к. все они в руках Божьих. Он уважает выбор каждого и не пытается кого-то «спасать», даже если это самоубийственный путь и даже если это ближайших родственник.
Контролирующий ум, "свободный" и предоставленный сам себе, витает в мечтах и надеждах о счастье, которое вот-вот наступит "сразу как только". Или перемалывает прошлое, отстаивая свою правоту или смакуя свои победы. Ему все это нужно, чтобы избежать скуки и чтобы поддерживать идеальный образ своего Я. Идеальный образ Я - это идол, требующий жертв.
Он ищет самооправдания через осуждение других, он ищет самореализации через успех в деле или статусе, он легко подвижен на приятные самолюбивые слова, он всегда скучает если не находится в эмоциональных каруселях, он не самостоятелен и поэтому «любит» людей.
Он всегда страшно напряжен в присутствии других, т.к. отдал свою самооценку в их руки и они должны (по его убеждению) отыгрывать то, что он от них ждет. Иначе он разваливается и виновных в этом опять делает их. Поэтому контроль не терпит спонтанной жизненности и избегает ее.
В конце концов, контролирующий ум, упертый в своем самомнении, начинает избегать людей, считая себя непонятым, непринятым и жертвой несправедливости. Он замыкается в своей шизоидной фантазии о себе, а всякое внешнее вразумление игнорирует.
Отсюда главное отличие бдительности от контроля: бдительность рождается из тишины размышления, любви и интереса к жизни, а контроль рождается из суеты и боли, из страха за себя и избегания жизни. Бдительность - это присутствие и покой, контроль - это растерянность и напряжение. Бдительность стоит на твердом основании Веры, контроль не имеет основания - это раздутый мыльный пузырь из непересмотренных затвердевших убеждений.