У любого портрета есть черта, на которой художник акцентирует внимание зрителя. Рисуя портрет Николая Ломакина, хочется сделать акцент на улыбке.
Уходит художник, оставляя после себя полотна. Выбор темы, цвет, пластическое решение — все говорит нам о личности человека. Иногда шепотом, вскользь, нет-нет, да и промелькнет в энергичном мазке, в ярком цвете задорный, искренний смех. Или в лирическом, тонком пейзаже — грустная полуулыбка. Люди, знавшие художника, глядя на картины, вспоминают его голос, манеру говорить, жесты, интонации. Стороннему зрителю это доступно лишь опосредованно… Сохранить образ человека не так-то просто, проходит время, и он стирается, ускользает, тает. Не каждая камера сможет зафиксировать и передать индивидуальность, неповторимость личности, то, что мы называем душой.
Так уходят целые поколения, оставляя огромное наследие, в котором можно лишь угадывать, путем глубокого погружения в историю и культуру, путем большой душевной работы, схожей с работой актера, вживающегося в роль, реконструировать образ «человека своего времени».
У каждого поколения — свое лицо. И наверное, улыбка Николая Ломакина— это улыбка поколения, в системе координат которого есть точка «война». От этой точки ведут отсчет те, кому посчастливилось идти дальше. И эта точка, вмещающая в себя бездну смерти и волю к жизни, задает масштаб всем отрезкам и величинам, порой до смешного уменьшая горести и помножая радости на осознание того, как легко они могли не случиться.
Если художник своему времени органичен, проявления личности в творчестве никогда не будет идти вразрез с духом времени. И его творческое наследие —это удивительный сплав, одновременно исторический срез и слепок личности.
Николай Ломакин родился 12 апреля 1928 года в Ленинграде. Блокаду пережил в городе. Награжден боевой наградой: медалью «За оборону Ленинграда». В 1947 году окончил Среднюю художественную школу и поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Обучался у И.П. Степашкина, А.А. Мыльникова, В.М. Орешникова.
Пройдя классический образовательный маршрут, Николай Ломакин органично влился в художественный мир социалистического реализма. Его дипломная картина «Первая деталь», полотна «Строительство новой деревни», «На мирной земле» ярко представляют официальный стиль эпохи.
С 1953 года участвовал в выставках, писал жанровые и тематические картины, портреты, пейзажи, в том числе по договорам с Ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР.
Действующие лица его картин — добрые и мудрые рабочие, знающие себе цену, уважающие труд. Целеустремленные, радостные труженики —строители, колхозники, рабочие. Не знающие печали, не ведающие усталости. Этих героев можно было бы счесть типовыми.
Но именно личность автора придает им индивидуальность. «Высокий, красивый, громкий. Издалека было слышно, —по коридору идет Ломакин». «Он чувствовал себя совершенно свободно, громко смеялся». «Стремительный, громкий, высокий» - так вспоминают его ученики.
И вот уже за образом рабочего мы видим не только трудовой азарт, но и творческую устремленность, собранность и энергичность самого художника…. «Внимательный, вдумчивый педагог»— так говорят о нем ученики. И вот уже дипломная работа «Первая деталь» приобретает второй пласт смыслов. Мы видим не только привычный советский нарратив, но и прозрение будущего педагога, тонкого наставника и психолога, рядом с которым не одно поколение художников будет обучаться мастерству, пробовать новое, пропуская через сложнейший механизм творчества свои эмоции, чувства и чаяния и вытачивая свою «первую деталь»…
А может быть прообразом мальчика, стоящего у станка, стали те мальчишки, которые стояли у станков в блокадном городе. И картина, выполненная в теплых, солнечных тонах — это не только слава труду советского человека, но исцеляющая переигровка, в которой художник проживает ситуацию трудового подвига ленинградцев, но в других, мирных и радостных декорациях.
Ведь на блокадные годы пришелся самый расцвет юности художника, время, когда все воспринимается с особой остротой и яркостью. Доподлинно неизвестно, как прошли эти годы для Николая Ломакина, сам он не любил их вспоминать. Но медаль «За оборону Ленинграда» может рассказать о многом.
Вспоминая Николая Григорьевича Ломакина, люди начинают улыбаться. Выражение «теплые воспоминания» обретает почти буквальный смысл, как будто действительно становится теплее, когда мы говорим о художнике.
И даже поверить сложно, что где-то глубоко внутри этого большого и сильного человека, улыбающегося искренне и широко, живет мальчик, который когда-то жил в блокадном Ленинграде и с яркостью детской памяти и впечатлительностью художественного восприятия смотрел, как летят снаряды на Благовещенский мост. Благовещенский мост остался цел. Выжил и Коля Ломакин.
И может быть именно в этот момент реальный, материальный мир предстал перед взглядом будущего художника во всем блеске своей ценности и значимости, что впоследствии позволило находить свои личные смыслы в художественной системе соцреализма.
«Из того, что мы видим, не каждый выбирает что-то интересное для себя как художник. И для некоторых реальность выглядит совершенно унылой и люди предаются фантазиям. А для кого-то реальность является совершенно поэтическим поводом и собственно таким моментом, который позволяет посмотреть на жизнь совершенно иначе.»
А.Кабанин. Художник, ученик Николая Ломакина.
Елена Долгушина