«Аудиокниги превращаются в особый вид цифрового искусства, тут не только качественное актерское чтение текста, но и разнообразие голосов, и оригинальная музыка, и сложный саунд-дизайн. Креативно сделанных аудиокниг становится больше, и они всегда нравятся слушателям», – говорили на дискуссиях об аудиокнигах, которые проходили на 37-й Московской международной книжной ярмарке. На сцене и в кулуарах профессионалы рассказывали о том, как добиваются идеального озвучания литературы. Наш канал «Книжный слушатель» собрал примеры актуальных ноу-хау, которые прокладывают путь к сердцам слушателей аудиокниг.
Больше голосов, хороших и разных
Чтобы найти подходящие голоса для триллера или любовного фэнтези, приходится тщательно искать среди актеров-чтецов и даже проводить кастинги. Голос должен соответствовать настроению текста, а иногда – специфике персонажей. Например, для аудиосериала «Башня тишины» по тексту Рагима Джафарова потребовался голос с азербайджанским акцентом (этот мистический сериал сейчас выходит в книжном сервисе «Букмейт»). «Нужен был отдельный голос для бакинского жителя Дауда, после долгих поисков мы нашли актера Анара Омарова. Он читал не весь текст, а некоторые реплики и фрагменты. Кстати, Анар заодно консультировал нас по произношению азербайджанских топонимов и разговорных словечек», – рассказала Ксения Грициенко, главный редактор оригинальных проектов «Букмейта».
Разнообразие голосов все чаще встречается в аудиокнигах, приравнивая их к аудиоспектаклям. Яркий пример – аудиокнига «Тоннель» Яны Вагнер: аудиоиздательство «Вимбо» пригласило для озвучания 8 актеров, каждый представлял персонажей разных возрастов и социального статуса – так получилась модель общества, где одни действуют ради всех, а другие эгоистичны до крайности.
Любимую книгу захочется послушать еще раз, если она будет озвучена новым актером, с другими интонациями. Недавно издательство «Эвербук» перевыпустила некоторые аудиокниги с романами Алексея Иванова, в том числе «Золото бунта», для записи которого пригласили актера Алексея Гуськова. «Текст наполнился энергией голоса Алексея, он не просто озвучивал действия и мысли персонажей, но словно проживал их жизни», – отметила Диана Смирнова из «Эвербука».
Музыка как третий элемент
Наряду с текстом книги и голосом актера, музыка создает картину происходящего, добавляя эмоции в воображение слушателя. Причем музыка оригинальная, а не когда-то кем-то сочиненная.
«это сердце мое так пылает огнем…», – проникновенная девичья песня настраивает на романтический лад слушателей «Сказок печали и радости» в онлайн-сервисе «Строки». Песню исполнила актриса с псевдонимом «элли на маковом поле». «Космически волшебная музыка стала титульной для нашего проекта с русскими народными сказками, осовремененными в стиле славянского фэнтези. Мы пригласили актрису озвучить одну из сказок, а она прониклась текстом и предложила свою песню», – рассказала Екатерина Панченко, контент-директор сервиса «Строки».
Однако песни, специально созданные для аудиокниг или аудиосериалов, пока можно пересчитать по пальцам. Чаще композиторам заказывают музыку без слов. Так, композитор Иван Прокофьев постоянно пишет мелодии для аудиосериалов «Букмейта». Композитор Райан Оттер успешно сотрудничает с издательством «Эвербук»; недавняя его работа – таинственные саунд-треки с имитацией морского прибоя и горного эха для детской аудиокниги «Петтерсы. Дети гор» Павла Воли.
Вот птица пролетела – и ага…
«И вдруг сверху упала мертвая птица, затем еще одна», – жуткие слова из аудиокниги «Тоннель» о том, что воздух заканчивается и скоро людям будет нечем дышать. В этот миг раздается тягучий металлический звук, который усиливает наше сопереживание. Звук длится долю секунды, но этого вполне достаточно, чтобы зашкалить чувства. Разнообразные звуки раздаются на протяжении всей аудиокниги, они существуют не сами по себе, а в связке со словами текста и интонациями актерских голосов. И когда на последних минутах книги вместе с текстом мы слышим сирену спасительной «скорой помощи», наступает долгожданный катарсис.
Между прочим, чтобы наполнить 20 часов текста соответствующими звуками, требуется 3 -4 недели интенсивной работы. Конечно, это сложно и дорого для издательств, не всю аудиопродукцию отделывают столь тщательно. Но в лучших современных аудиокнигах обязательно «подложены» смысловые звуки и шумы, от скрипа двери и стука шагов до пароходных гудков и автомобильных тормозов. Заметьте, не каждый пароходный гудок подошел бы для финала аудиокниги «Бронепароходы» Алексея Иванова, пришлось долго искать нужный по тональности и мощности звук.
Пожалуй, слушатели редко задумываются о том, почему им нравится та или иная аудиокнига. Они просто получают удовольствие от прослушивания и делятся восторгами с друзьями. Но мы-то с вами теперь знаем о некоторых секретах, которые важны для хорошей аудиокниги, и сумеем отличить ее в бурном океане новинок.