6 сентября в Telegram обновилась политика модерации секретных чатов. В этот же момент Павел Дуров опубликовал первые комментарии по поводу своего ареста и дальнейшего нахождения во Франции практически под санкциями. Некоторые издания поспешили сообщить, что якобы «Дуров продался французам» и теперь мессенджер будет модерировать секретные чаты. Проще говоря, спецслужбы получат доступ ко всем чатам, в том числе закрытого типа.
Сразу оговорюсь, что информация о модерации закрытых чатов оказалась фейком. Telegram действительно обновил свою политику, но оказалось, что информацию о приватности перенесли в другой раздел.
Павел Дуров и его первое заявление после задержания
Судя по всему, Дурову придется минимум на полгода обосноваться во Франции. Власти самой «демократической» страны ЕС решили, что создатель Telegram будет выплачивать залог в размере 5 млн евро до марта 2025 года. Скорее всего, этот период французские спецслужбы хотят использовать, чтобы предъявить Дурову все статьи по уголовному делу, которое было открыто в 2024 году. Парижский аэропорт Ле Бурже стал для Павла конечной точкой назначения. По крайней мере, в этом году уж точно.
В первую очередь Дуров назвал действия французских силовиков и властей «удивительными». Павел также подтвердил тот факт, что его допрашивали в течение нескольких дней, пока он находился под стражей. О чем именно спрашивали следователи? Дуров лишь намекнул, что ему угрожали ответственностью за якобы незаконное использование мессенджера другими пользователями. И это обвинение действительно звучит очень глупо. Таким же образом можно обвинить создателя Windows в том, что ОС пользуются преступники, хакеры, мошенники и прочие злоумышленники.
Разумеется, Дуров отверг все обвинения:
«Я не согласен с тем, что, по словам французских следователей, никто не отвечал за модерацию контента в Telegram. Более того, у мессенджера есть официальный представитель в ЕС, который может принимать любые запросы властей. Также у Франции есть и другие способы связаться с представителями Telegram, чтобы сделать запрос. Например, ранее меня просили сделать горячую линию для борьбы с терроризмом».
Дуров подтвердил, что французы недовольны уровнем модерации в мессенджере. Однако для таких целей разработана общепринятая практика, когда власти подают иск в суд против сервиса. Не очень понятно, причем тут его основатель и генеральный директор:
«Звучит довольно глупо, когда в эпоху интернета и смартфонов кто-то обвиняет генерального директора в преступлениях со стороны третьих лиц, потому что эти лица пользовались платформой. Я считаю, что это ошибочный подход. Если идти таким путем, то никто в мире не станет создавать новые продукты. Новаторы будут бояться личной ответственности за свои сервисы и ресурсы».
Конечно, Дуров прекрасно понимает, почему и зачем его арестовали во Франции. Париж хотел получить «ключи шифрования» и доступ к скрытым чатам. Однако общественный резонанс оказался намного серьезнее. Кроме того, за Дурова вписались не последние люди, в том числе из Арабских Эмиратов.
О чем еще сообщил Дуров?
По понятным причинам его комментарии оказались очень аккуратными и выверенными. В каждом слове чувствуется, что Дуров соблюдал этические нормы и явно консультировался со своими адвокатами, чтобы не наговорить лишнего. В целом он в очередной раз обещал сохранить безопасность мессенджера на высоком уровне без привязки к какой-либо стране:
– Telegram всегда был открыт для взаимодействия и диалогов. Однако мы и дальше будем придерживаться принципов защиты своих пользователей от авторитарных режимов. Telegram попробует найти правильный баланс между конфиденциальностью и безопасностью. Но сделать это очень непросто.
– Telegram не может быть идеальным мессенджером. Но и отдельные СМИ не вправе утверждать, что платформа является рассадником анархии и преступлений. Данная информация не соответствует реальности. Более того, модераторы Telegram ежедневно удаляют и блокируют миллионы постов, которые могут причинить вред пользователям.
– Сейчас Telegram пользуется около 950 млн человек. Такой резкий рост облегчил действия преступников. Наша главная задача – проработать ситуацию и решить проблемы, связанные с безопасностью.
И все же в словах Дурова прослеживается некоторый «прогиб» под французские требования. По сути, власти Франции этого и хотели, чтобы Telegram стал более тесно сотрудничать со спецслужбами. Продался ли Дуров французам? Трудно пока ответить на этот вопрос. Вероятно, нужно будет смотреть на его дальнейшие действия, а также поведение французских властей.
Если Павла Дурова отпустят раньше или Telegram начнет проводить странные изменения в своей политике, тогда можно будет говорить о «прогибе» его основателя. Скорее всего, сейчас Дуров пытается играть в двойную игру, чтобы выбить для себя освобождение из-под стражи.