Успешное возвращение космического корабля Boeing CST-100 Starliner
7 сентября космический корабль Boeing CST-100 Starliner успешно приземлился в Нью-Мексико, завершив миссию по лётным испытаниям с экипажем (Crew Flight Test, CFT), но без самого экипажа на борту.
Starliner приземлился в космической гавани Уайт Сэндс в Нью-Мексико в 12:01 по восточному времени, примерно через шесть часов после того, как отстыковался от Международной космической станции. Возвращение корабля прошло по плану: он спустился на трёх парашютах, прежде чем совершить посадку на подушках безопасности в пустыне.
«Безопасная и успешная посадка — это именно то, чего мы хотели», — сказал Джоэл Монтальбано, заместитель администратора Управления космических операций НАСА, на брифинге после посадки корабля. «Мы действительно многому научились».
Starliner вернулся на Землю без астронавтов Бутча Уилмора и Суни Уильямс на борту. 24 августа НАСА приняло решение вернуть корабль без экипажа из-за неопределённости в работе двигателей, которые вышли из строя во время сближения корабля со станцией 6 июня.
Starliner отстыковался от станции по расписанию в 18:04 по восточному времени 6 сентября. Космический корабль выполнил серию манёвров, используя свои системы управления реакцией, чтобы отойти от станции. Это вывело его за пределы «эллипсоида захода на посадку» вокруг станции, более чем в двух километрах от станции, примерно через 20 минут, положив конец совместным операциям Starliner и МКС.
НАСА сообщило об отсутствии проблем с манёврами, заявив, что космический корабль находился на «идеальной траектории» и что все 27 двигателей системы оперативного реагирования (RCS) работали так, как ожидалось. Это исключило один двигатель, который вышел из строя во время сближения корабля со станцией в июне и так и не был восстановлен.
«Хорошо, он на пути домой. Поздравляю команду отстыковки», — сказала Уильямс после того, как центр управления полётами сообщил, что Starliner покинул эллипсоид захода на посадку.
Возвращение на Землю не обошлось без проблем. Стив Стич, руководитель программы коммерческого экипажа НАСА, сказал на брифинге после посадки, что во время 58-секундного схода с орбиты два двигателя RCS нагрелись сильнее, чем ожидалось, но не вышли из строя. Он сказал, что диспетчеры изменили программное обеспечение, чтобы оно не отключало двигатели, которые слишком нагрелись во время этого горения, но не знал, достигли ли двигатели температур, которые вызвали бы отключение без изменения программного обеспечения.
Один из 12 отдельных двигателей на модуле экипажа также не сработал во время тестов перед возвращением. Стич сказал, что эти двигатели отличаются от тех, что установлены на служебном модуле, и неясно, почему они вышли из строя. Однако резервный двигатель работал нормально и не создавал проблем при возвращении.
«Это была посадка в яблочко», — сказал он, несмотря на сбой в навигационной компьютерной системе, из-за которого возникли проблемы с получением сигналов GPS после выхода из отключения связи при входе в атмосферу.
Путь к Starliner-1
После успешного возвращения космического корабля Starliner на Землю, НАСА и Boeing сосредоточатся на устранении утечек гелия и проблем с двигателями, которые возникли во время миссии.
«Этим летом мы были полностью сосредоточены на том, чтобы понять, что происходит на орбите, и попытаться решить, сможем ли мы вернуть экипаж обратно или нет», — сказал Стич на брифинге, который состоялся 4 сентября. «Сейчас нам нужно разработать общий план, на который у нас раньше не было времени».
Ни агентство, ни компания не раскрыли подробности о том, сколько времени займёт эта операция и потребуется ли для неё второй испытательный полёт с экипажем. Также не были предоставлены финансовые детали.
На данный момент Boeing предъявил претензии по программе Starliner в размере 1,6 миллиарда долларов. Эта цифра, вероятно, значительно увеличится, чтобы учесть работы, необходимые после этой миссии.
Первая оперативная миссия Starliner, получившая название Starliner-1, уже была отложена NASA с февраля 2025 года на не ранее августа 2025 года. В то же время агентство также проводит подготовку к другой миссии SpaceX Crew Dragon, Crew-11, которая должна состояться параллельно со Starliner-1 в августе 2025 года.
На брифинге после посадки Стич сообщил, что НАСА обсуждает с Boeing дальнейшие шаги по устранению проблем с двигателями и утечек гелия.
Среди возможных решений — замена уплотнения в системе наддува гелия на более совместимое с гиперголическим топливом космического корабля, а также потенциально большее по размеру. Другие команды рассматривают возможность изменения тепловой среды в «собачьих будках» в служебном модуле, которые содержат двигатели, для уменьшения нагрева и модификации способа использования двигателей.
«Это путь к Starliner-1», — сказал Стич. Однако позже на брифинге он сообщил, что агентство ещё не решило, приступят ли они непосредственно к сертификации Starliner и этому первому эксплуатационному полёту, или потребуется ещё какой-то испытательный полёт.
«Мы собираемся потратить время на то, чтобы выяснить, что нам нужно сделать, чтобы совершить полёт на Starliner-1», — сказал он. «Вероятно, ещё слишком рано думать о том, как будет выглядеть следующий полёт».
Однако и Стич, и Монтальбано отвергли идею о том, что безопасное возвращение Starliner было «успешным провалом», сродни «Аполлону-13». «Мы знали, что это будет тестовая миссия. Мы многому научились», — сказал Монтальбано. «Мы очень рады, что корабль вернулся домой. Очевидно, нам предстоит ещё кое-что сделать».
Стич отметил, что CFT (Crew Flight Test) по-прежнему выполнила 85-90% задач своей миссии, несмотря на возвращение без экипажа. «Очевидно, что без экипажа на борту нам чего-то не хватает», — сказал он.
Однако он добавил, что не сожалеет о решении вернуться без астронавтов на борту. «Я думаю, мы приняли правильное решение не брать Бутча и Суни на борт», — сказал он, учитывая тогдашнюю неопределённость в отношении работы двигателей. «Команде и мне очень тяжело сидеть здесь, совершать успешную посадку и находиться в таком положении, но это был тестовый полёт, и у нас не было уверенности в надёжности двигателя».
Отсутствующий Boeing
После приземления корабля Starliner должен был состояться брифинг, на котором официальные лица Boeing рассказали бы о результатах миссии. Последний раз представители компании выступали на брифинге о миссии CFT в конце июля.
В консультативном заключении НАСА было указано, что в брифинге примут участие два руководителя Boeing: Джон Шеннон, вице-президент по исследованию систем, и Марк Наппи, вице-президент и руководитель программы коммерческого экипажа. Однако никто из них не присутствовал на брифинге в Космическом центре имени Джонсона.
«Мы поговорили с Boeing. Они сказали: «Эй, мы хотели бы, чтобы NASA опубликовало пресс-релиз». Они передали это нам», — сказал Монтальбано во время брифинга, когда его спросили об отсутствии представителей компании. Он также сообщил, что он и другие официальные лица НАСА разговаривали с коллегами из Boeing после приземления. «Boeing привержен продолжению своей работы с нами».
Однако краткое заявление Boeing не обязательно отражает тот же уровень приверженности. «Я хочу отметить работу, проделанную командами Starliner для обеспечения успешной и безопасной расстыковки, схода с орбиты, повторного входа и посадки», — говорится в заявлении Наппи. «Мы проанализируем данные и определимся со следующими шагами по программе».