Однако пьяных ДТП стало меньше, и это уже факт, который не может не радовать. Но каковы же причины?
По данным Министерства внутренних дел, количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в этом году снизилось, и существенно: аж на 15,2 процента. Это статистика за первые семь месяцев года по сравнению с тем же периодом года 2023-го.
В абсолютных цифрах это выражается числом 6037 ДТП. Под водителями, имеющими признаки опьянения, МВД подразумевает не только тех, состояние опьянения у которых обнаружено, но и тех, кто был направлен на медицинское освидетельствование, но отказался от его прохождения.
И, кстати, далеко не факт, что все названные аварии на дорогах случились по вине тех самых водителей с признаками опьянения. Имеется небольшой процент случаев, когда виновником столкновения становился вполне трезвый водитель, а степень опьянения у его оппонента выявилась случайно, поскольку когда есть пострадавший, то проверять на состояние опьянения должны обязательно всех участников. Четверть века назад у меня был коллега, который любил ездить подшофе, но ездил при этом очень спокойно и аккуратно. Правда, где был он вчера, порой вспомнить не мог...
Еще больше радует в нынешней статистике снижение числа пострадавших в этих столкновениях. Так, количество погибших в нынешнем году уменьшилось на 24,9%, а раненых — на 15,2%. В абсолютных цифрах это 1300 и 7800 человек соответственно.
Госавтоинспекция считает, что столь существенного снижения удалось достичь в основном благодаря профилактической работе, проводимой ее сотрудниками. Ну, считать-то оно может что угодно. Но я, например, никакой профилактической работы ГАИ в этом плане не вижу, хотя и живу не на облаке, регулярно смотрю телевизор, читаю газеты и интернет. Те мероприятия, которые проводятся отделами пропаганды ГАИ, они настолько незначительны, что видят их лишь те, кто в них участвует. В первую очередь, сами сотрудники. Ну, иногда еще и приглашенные журналисты. Об этом могу утверждать абсолютно авторитетно, поскольку не раз сам участвовал в подобных мероприятиях, куда гаишные пропагандисты слезно умоляли прийти: им ведь нужно отчитываться перед начальством.
На мой взгляд, куда более значительный эффект дало закручивание гаек на федеральном законодательном уровне. Я имею ввиду усиление ответственности за повторное пьяное вождение, криминализация некоторых видов таких правонарушений (то есть, перенесение их из административной плоскости в уголовную) и конфискация автомобилей у любителей пьяной езды при рецидиве.
Чуть меньший эффект дало и обострившееся негативное восприятие пьянства за рулем у непьющей и малопьющей категории граждан. То есть, широкое освещение в прессе, блогерами и в телеграм-каналах пьяных ДТП с акцентом на их тяжелейшие последствия как для самих участников, так и для их невинных жертв, особенно пешеходов. Несколько кровавых фотографий, как бы ни тяжело было их видеть, или запись с камеры наблюдения или регистратора, беспристрастно фиксирующих все случившееся, очень часто заставляют инертных ранее людей звонить в полицию, когда они видят очередного неадеквата за рулем мощной тачки. И полиция реагирует, предотвращая очередное страшное ДТП.
А если виновником подобного ДТП оказывается медийная персона, то эффект от такой трагедии лишь удесятеряется. Вспомним случай с Михаилом Ефремовым. Они словно кричат: "Не будь дураком, не делай, как я!"
Кроме того, играет роль, хоть и в отдаленной перспективе, новое решение об обязательной сдаче экзаменов после лишения по пьяной статье.
Помимо этого, нужно также оплатить все начисленные штрафы и пройти медосвидетельствование. А в некоторых случаях можно еще и потерять разрешение на оружие, то есть выпасть из тесной обоймы охотников, о чем я уже писал тут недавно. В общем, с какой стороны ни посмотри, но пьяным за руль лучше не садиться.