Найти в Дзене
Пераново перо

Спектакль Марка Захарова спасло чудо

Рок-опера в постановке Марка Захарова «Юнона и Авось» идет на сцене «Ленком» уже больше 40 лет. Это настоящий рекорд для российского театра. На снимке: создатели, ставшего уже легендарным, спектакля театра «Ленком» «Юнона и Авось». Они стоят на фоне фотографии, на которой... они же, только двумя десятилетями раньше. Черно-белая сделана в июле 1981 года сразу после премьеры спектакля, а этот кадр - в 2002 году в день, когда «Юнону и Авось» сыграли в 800-ый раз. - Конечно, для всего театра это было событием, редко, когда столько лет постановка идет в репертуаре театра. Причем, с огромным успехом, - вспоминает автор снимка Александр Стернин. - После спектакля все собрались в кабинете Марка Анатольевича, где, между двух окон, висела та фотография. Все ходят, поздравляют друг друга, общаются. Ждут начало банкета. И вдруг меня осенило: а что, если повторить тот кадр. Марку Захарову эта идея понравилась. Он попросил всех выстроиться. Моя задача была, чтобы все (и позы, и руки, и взгляд) были

Рок-опера в постановке Марка Захарова «Юнона и Авось» идет на сцене «Ленком» уже больше 40 лет. Это настоящий рекорд для российского театра.

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов. Фото Александра Стернина.
Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов. Фото Александра Стернина.

На снимке: создатели, ставшего уже легендарным, спектакля театра «Ленком» «Юнона и Авось». Они стоят на фоне фотографии, на которой... они же, только двумя десятилетями раньше. Черно-белая сделана в июле 1981 года сразу после премьеры спектакля, а этот кадр - в 2002 году в день, когда «Юнону и Авось» сыграли в 800-ый раз.

- Конечно, для всего театра это было событием, редко, когда столько лет постановка идет в репертуаре театра. Причем, с огромным успехом, - вспоминает автор снимка Александр Стернин. - После спектакля все собрались в кабинете Марка Анатольевича, где, между двух окон, висела та фотография. Все ходят, поздравляют друг друга, общаются. Ждут начало банкета. И вдруг меня осенило: а что, если повторить тот кадр. Марку Захарову эта идея понравилась. Он попросил всех выстроиться. Моя задача была, чтобы все (и позы, и руки, и взгляд) были такими же, как на той фотографии. Посмотрите, у Андрея Вознесенского даже пальцы так же расходятся. Сделали несколько дублей. Коля Караченцов здесь еще в костюме своего героя графа Резанова. Потом был банкет, во время которого артистов награждали медалями какие-то общественные организации. Например, помню, Академия безопасности что-то вручала Абдулову и Караченцову.

История любви российского графа Николая Резанова и юной испанки Кончиты стала теперь спектаклем-легендой. Менялись актерские составы, ХХ век сменился XXI, а зрители до сих пор, затаив дыхание, следят за происходящим на сцене, порой не сдерживая слез.

Все началось с музыкальных импровизаций композитора Алексея Рыбникова на тему православных песнопений. В 1978 году он показал свои сочинения режиссеру Марку Захарову, и тот загорелся идеей поставить на сцене театра имени Ленинского комсомола спектакль, используя этот музыкальный материал.

В тот же период состоялась и первая встреча поэта Андрея Вознесенского с Марком Захаровым. Тогда режиссер предложил ему написать стихи на тему «Слово полку Игореве».

- Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет этот автор, - вспоминал Андрей Андреевич. - Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется «Авось!» о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

Рыбников подпольно записал музыку для спектакля на пластинку за несколько месяцев до выхода спектакля в «Ленкоме» – и даже фактически устроил «премьеру до премьеры», прокрутив эту пластинку в начале 1981 года в церкви Покрова в Филях во время творческой встречи с реставраторами.

Елена Шанина и Николай Караченцов.
Елена Шанина и Николай Караченцов.

Создатели спектакля до последнего не верили, что художественная комиссия примет спектакль. Перед сдачей постановки чиновникам все волновались, ждали или полного запрета, или цензурных купюр.

- Мы с Рыбниковым даже чертили какую-то воображаемую красную черту, за которую мы не будем отступать ни за что, - рассказывает Марк Захаров. - И, если спектакль будут запрещать, то что-то, может, из православных песнопений мы «отдадим». Но… Как-то я сказал одному батюшки, который мне симпатизировал: «Все-таки было у нас замешено какое-то чудо. Почему вдруг на нашей сцене царский Андреевский флаг удалось поднять, показать Богоматерь, спеть в конце Аллилуйю?! И ведь никто не помогал нам». Священник улыбнулся: «Помогали!» Видимо, Боженька тогда поцеловал нас всех.

Исполнитель роли графа Резанова Николай Караченцов в своей книге «Авось» вспоминает первый закрытый показ перед комиссией:

«В памяти остался невероятный колотун, а от него - полная прострация. Я становлюсь в эту графьевую позу, меня ослепляет свет, и я чувствую, что правая коленка ходит в амплитуде где-то сантиметров десять. Она гуляет, а я вроде нормально стою, вроде ничего, не падаю. Утром Захаров с Вознесенским поехали в храм освятили три иконки, что тогда, в брежневские времена, выглядело вызывающим поступком. И поставили эти иконки в гримерку Лене Шаниной, которая играла Кончиту, моей жене Людмиле Поргиной, у которой была роль Богоматери, хотя в программке на всякий случай указали ее, как Женщину с младенцем, а третью иконку режиссер и автор поставили ко мне в гримерку... Уповали на бога».

Может, это и помогло?! К удивлению спектакль был принят сразу и без единой поправки. Больше всего советским чиновникам понравилась ария Богоматери.

Сцена из спектакля "Юнона и Авось", фото из открытых источников.
Сцена из спектакля "Юнона и Авось", фото из открытых источников.

- Это, действительно, было из области чуда, - вспоминает Алексей Рыбников. - Мы все тогда жили в духовной тюрьме. Было ощущение, что хочется морду набить чиновникам. Но это сделать можно было только искусством… Знаете, я только потом вспомнил, как на одной из последних репетиций в зал влетел белый голубь. Откуда он взялся, никто так и не смог объяснить. Полетал и так же внезапно скрылся. Провидение какое-то! После выхода спектакля у меня лично начались проблемы, - не простили мне православные песнопения. Прессовали моих родителей, которые были уже в возрасте, вызывали на допросы, проводили у них обыски. И тогда я тоже решил пойти в атаку: подал на Министерство культуры в суд – они не заключили со мной договор на постановку этого спектакля. Суд я выиграл, но после этого существовал в каком-то пустом пространстве, мне долго не давали работать дальше.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов