В июле 1981 года в Москве в театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера ставшего потом легендарного спектакля Марка Захарова "Юнона и Авось". А уже через два года эту постановку впервые вывезли за рубеж - в Париж. Вместо запланированной месячной поездки спектакль показывали почти два месяца. Хотя тогда успех пришел далеко не сразу.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
«Духовным посланием западному миру», - называли этот спектакль в западной прессе. «Москва поет Аллилую», «Ленин перевернулся в мавзолее», «Пощечина режиму», - под такими заголовками стали выходить статьи. Особенно всех удивляло, как на советской сцене, когда в институтах еще преподавали «научный атеизм», зазвучали православные церковные песнопения, появляется образ Богоматери, а еще показан торжественный подъем андреевского флага русского императорского флота! Немецкий журнал «Stern» написал тогда: «Театр имени Ленинского комсомола взял на себя функцию религиозного воспитания молодежи в стране, где процветает атеизм…»
О создании спектакля "Юнона и Авось" читайте на нашем канале по ссылке:
Все началось с того, что автор либретто спектакля, поэт Андрей Вознесенский встретился в Париже с известным модельером, бизнесменом Пьером Карденом. Ему он и рассказал о рок-опере, которая с большим успехом идет в Москве – «Юнона и Авось». Карден специально прилетел в советскую столицу, чтобы посмотреть спектакль.
- Я влюбился сразу во всех и во все: в музыку, в артистов, в постановку, - вспоминал Карден. - После просмотра понял: такую жемчужину нужно показать миру и начать можно с Парижа. Сначала я пригласил в Москву двадцать французских журналистов, и в нашей печати появились восхищенные статьи, предваряющие гастроли.
Кстати, по-русски модельер не понимал ни слова, смотрел при помощи переводчика, но его особенно поразил хриплый голос исполнителя главной роли графа Резанова Николая Караченцова.
- Тогда в нашем театре шел ремонт, и мы работали на сцене Дома культуры завода имени Ленинского комсомола, - рассказывает мне вдова артиста Людмила Поргина, которая сыграла в спектакле образ Богоматери. – После показа был устроенный маленький фуршет в честь Пьера Кардена. Там он и сказал, что хочет организовать наши гастроли в Париже. Помню, как ему налили какой-то советский коньяк, он выпил и так задохнулся, что бокал выпал из рук и разбился. Но все рассмеялись, говорили, что к счастью!
Воспоминания жены Николая Караченцова читайте на нашем канале по ссылке:
Однако все поначалу складывалось далеко не так гладко. Дело в том, что незадолго до намеченных гастролей советские военные сбили корейский пассажирский самолет, который по ошибке оказался в воздушном пространстве Советского Союза. Тогда погибли более двухсот человек. Мировая общественность была возмущена! Кардену, который активно договаривался о гастролях театра имени Ленинского комсомола, начали поступать угрозы и предупреждения, мол, «не связывайся с этими русскими». Угрожали взорвать зал, где будут в Париже показывать этот спектакль. Да и советская сторона не горела особым желанием выпускать труппу за границу. В результате, Пьер Карден нашел источники, чтобы лично дозвониться до тогдашнего генерального секретаря СССР Юрия Андропова. Тот и разрешил поездку.
Всех восемьдесят человек, которые работали над этим спектаклем, проверяли тщательно: каждого вызывали в КГБ, опрашивали, просили подписать документы о том, что он не попросит политического убежища.
- Мы с Колей усиленно учили французский язык, - вспоминает Поргина. – Ему было проще - он-то учил этот язык в институте, а я специально купила учебник, зубрила.
Более миллиона французских франков потратил Карден на ту поездку. И поначалу был удручен, - на первых показах его собственный концертный зал «Espace Pierre Cardin», (а это 670 зрительских мест) наполовину был пустым. И тогда Пьер решил привлечь внимание к русским артистам.
- Мы ночью вышли на площадь Свободы - там были Саша Абдулов, Коля Караченцов, и до шести утра танцевали и пели, - рассказывает Карден. – Все были удивлены! Потом в зале оказывалось все больше и больше людей, спектакль шел при полных аншлагах, с огромным успехом. Специальными рейсами прилетали посмотреть постановку из других стран.
- Мне казалось, что затея с гастролями в Париже – утопическая, - пишет в своих мемуарах режиссер Марк Захаров. - Ведь спектакль «Юнона и Авось» считался антисоветским, расшатывающим наши нравственные и художественные устои. Нам разрешали его играть не чаще одного раза в месяц, и ни в коем случае - в дни революционных праздников. Во Франции ходило много легенд про наших артистов - например, что они на казарменном положении. Мы были поначалу несколько напуганы, и я просил участников спектакля приходить в отель не позже одиннадцати вечера. Это, конечно, вызвало дополнительные слухи. Был большой успех - не сразу, он постепенно нарастал. Многие русские парижане приводили своих детей, даже совсем маленьких, говоря им, что на сцене - настоящий русский язык.
Кто только из мировых знаменитостей не приезжал посмотреть советскую рок-оперу: Жаклин Кеннеди, Мирей Матье, Кристиан Диор, Элизабет Тейлор…. По четвергам, а это считался единственным выходным днем, Пьер Карден вывозил артистов на какую-либо экскурсию: катал на речном трамвайчике по Сене, несколько раз водил в Лувр или в кабаре «Мулен Руж», в парижские театры, угощал в кафешках Монмартра, устраивал экскурсии в Версале и на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. Иногда после показа устраивал прием в своем ресторане «Maxim’s». Однажды спектакль посетила уже известная французская артистка эстрады Мирей Матье.
- В этот вечер она пришла на наш спектакль со своим красивым седовласым импресарио, несколько напоминающим Раймонда Паулса, что усиливало наши симпатии и к импресарио и к самой Мирей Матье, - вспоминал Марк Захаров. - Когда начались долгие финальные аплодисменты, Мирей Матье поднялась на сцену с огромным букетом роз и вручила их, к большому удовольствию зала, Елене Шаниной, исполнительнице роли Кончитты. Ныне народная артистка России Елена Шанина имела тогда в Париже большой успех и, что интересно, несколько больший, чем у себя дома… Седовласый импресарио в этот вечер обратился ко мне с громогласной просьбой - зачислить в нашу труппу «звезду» французской эстрады Мирей Матье, чтобы приучить ее наконец к порядку и дисциплине. Слухи о том, что у нас очень строгое заведение, быстро разнеслись по Парижу.
Конечно, не обходилось и без казусов. Например, французские пожарные потребовали от режиссера, чтобы факелы, которыми Александр Абдулов размахивал на сцене, были привязаны к его рукам для безопасности.
- Почти после каждого спектакля, заходя в гримерку к Коле, я видела одну и ту же картину: стоит раздетый по пояс Караченцов, а перед ним на коленях Пьер Карден, который целует ему ручки от восхищения, - смеясь, рассказывает Поргина. - Помню, как-то мы вышли из автобуса на Елисейских полях и к нам подлетели фотографы, снимают. Мы подумали, что это репортеры, уже представили себе эти снимки в местных газетах. А потом один из них говорит: «С вас столько-то франков». Оказывается, это обычные уличные фотографы таким образом зарабатывают. Конечно, к нам был прикреплен человек из «органов», между собой мы его называли пожарником. Он ходил за нами везде, наблюдал, подслушивал, что-то записывал. Поэтому вели мы себя крайне осторожно. Во время этих гастролей я порвала мышцу на ноге, и Пьер Карден договорился, чтобы меня лечили лазером! Мы тогда о таком и не слышали! Неделю я не выходила на сцену, а посещала спектакли на костылях, как зритель. Однажды на финальной сцене мы так с Карденом расплакались, что вытирали слезы – он одним кончиком своего шарфа, я другим.
На прощальном банкете модельер дарил артистам театра имени Ленинского комсомола всевозможные подарки. Александру Абдулову и его супруге Ирине Алферовой вручил зеленую сумку, в которой находился щенок таксы. Юссель де Фин Шассер, - так называлась она по паспорту. Но Абдулов тут же окрестил ее Авоськой.
Как артисты театра имени Ленинского комсомола играли в футбол за команду "Авось" читайте на нашем канале по ссылке:
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Календарь канала "Пераново перо":
5 июля 1901 года родился основатель Театра кукол, народный артист СССР Сергей Образцов:
5 июля 2021 года ушел из жизни народный артист России, обладатель кинопремии "Оскар" Владимир Меньшов:
Олег Перанов