Найти в Дзене
Пераново перо

«Юнона и Авось» по-французски - пощечина советскому режиму

В июле 1981 года в Москве в театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера ставшего потом легендарного спектакля Марка Захарова "Юнона и Авось". А уже через два года эту постановку впервые вывезли за рубеж - в Париж. Вместо запланированной месячной поездки спектакль показывали почти два месяца. Хотя тогда успех пришел далеко не сразу.

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.

Елена Шанина и Николай Караченцов в спектакле "Юнона и Авось". Фото из открытых источников
Елена Шанина и Николай Караченцов в спектакле "Юнона и Авось". Фото из открытых источников

«Духовным посланием западному миру», - называли этот спектакль в западной прессе. «Москва поет Аллилую», «Ленин перевернулся в мавзолее», «Пощечина режиму», - под такими заголовками стали выходить статьи. Особенно всех удивляло, как на советской сцене, когда в институтах еще преподавали «научный атеизм», зазвучали православные церковные песнопения, появляется образ Богоматери, а еще показан торжественный подъем андреевского флага русского императорского флота! Немецкий журнал «Stern» написал тогда: «Театр имени Ленинского комсомола взял на себя функцию религиозного воспитания молодежи в стране, где процветает атеизм…»

О создании спектакля "Юнона и Авось" читайте на нашем канале по ссылке:

Все началось с того, что автор либретто спектакля, поэт Андрей Вознесенский встретился в Париже с известным модельером, бизнесменом Пьером Карденом. Ему он и рассказал о рок-опере, которая с большим успехом идет в Москве – «Юнона и Авось». Карден специально прилетел в советскую столицу, чтобы посмотреть спектакль.

- Я влюбился сразу во всех и во все: в музыку, в артистов, в постановку, - вспоминал Карден. - После просмотра понял: такую жемчужину нужно показать миру и начать можно с Парижа. Сначала я пригласил в Москву двадцать французских журналистов, и в нашей печати появились восхищенные статьи, предваряющие гастроли.

Кстати, по-русски модельер не понимал ни слова, смотрел при помощи переводчика, но его особенно поразил хриплый голос исполнителя главной роли графа Резанова Николая Караченцова.

- Тогда в нашем театре шел ремонт, и мы работали на сцене Дома культуры завода имени Ленинского комсомола, - рассказывает мне вдова артиста Людмила Поргина, которая сыграла в спектакле образ Богоматери. – После показа был устроенный маленький фуршет в честь Пьера Кардена. Там он и сказал, что хочет организовать наши гастроли в Париже. Помню, как ему налили какой-то советский коньяк, он выпил и так задохнулся, что бокал выпал из рук и разбился. Но все рассмеялись, говорили, что к счастью!

Марк Захаров и Пьер Карден в театре имени Ленинского комсомола. Фото из открытых источников
Марк Захаров и Пьер Карден в театре имени Ленинского комсомола. Фото из открытых источников

Воспоминания жены Николая Караченцова читайте на нашем канале по ссылке:

Однако все поначалу складывалось далеко не так гладко. Дело в том, что незадолго до намеченных гастролей советские военные сбили корейский пассажирский самолет, который по ошибке оказался в воздушном пространстве Советского Союза. Тогда погибли более двухсот человек. Мировая общественность была возмущена! Кардену, который активно договаривался о гастролях театра имени Ленинского комсомола, начали поступать угрозы и предупреждения, мол, «не связывайся с этими русскими». Угрожали взорвать зал, где будут в Париже показывать этот спектакль. Да и советская сторона не горела особым желанием выпускать труппу за границу. В результате, Пьер Карден нашел источники, чтобы лично дозвониться до тогдашнего генерального секретаря СССР Юрия Андропова. Тот и разрешил поездку.

Всех восемьдесят человек, которые работали над этим спектаклем, проверяли тщательно: каждого вызывали в КГБ, опрашивали, просили подписать документы о том, что он не попросит политического убежища.

- Мы с Колей усиленно учили французский язык, - вспоминает Поргина. – Ему было проще - он-то учил этот язык в институте, а я специально купила учебник, зубрила.

Более миллиона французских франков потратил Карден на ту поездку. И поначалу был удручен, - на первых показах его собственный концертный зал «Espace Pierre Cardin», (а это 670 зрительских мест) наполовину был пустым. И тогда Пьер решил привлечь внимание к русским артистам.

- Мы ночью вышли на площадь Свободы - там были Саша Абдулов, Коля Караченцов, и до шести утра танцевали и пели, - рассказывает Карден. – Все были удивлены! Потом в зале оказывалось все больше и больше людей, спектакль шел при полных аншлагах, с огромным успехом. Специальными рейсами прилетали посмотреть постановку из других стран.

Николай Караченцов. Фото Владимира Богданова, 1982 г.
Николай Караченцов. Фото Владимира Богданова, 1982 г.

- Мне казалось, что затея с гастролями в Париже – утопическая, - пишет в своих мемуарах режиссер Марк Захаров. - Ведь спектакль «Юнона и Авось» считался антисоветским, расшатывающим наши нравственные и художественные устои. Нам разрешали его играть не чаще одного раза в месяц, и ни в коем случае - в дни революционных праздников. Во Франции ходило много легенд про наших артистов - например, что они на казарменном положении. Мы были поначалу несколько напуганы, и я просил участников спектакля приходить в отель не позже одиннадцати вечера. Это, конечно, вызвало дополнительные слухи. Был большой успех - не сразу, он постепенно нарастал. Многие русские парижане приводили своих детей, даже совсем маленьких, говоря им, что на сцене - настоящий русский язык.

Кто только из мировых знаменитостей не приезжал посмотреть советскую рок-оперу: Жаклин Кеннеди, Мирей Матье, Кристиан Диор, Элизабет Тейлор…. По четвергам, а это считался единственным выходным днем, Пьер Карден вывозил артистов на какую-либо экскурсию: катал на речном трамвайчике по Сене, несколько раз водил в Лувр или в кабаре «Мулен Руж», в парижские театры, угощал в кафешках Монмартра, устраивал экскурсии в Версале и на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. Иногда после показа устраивал прием в своем ресторане «Maxim’s». Однажды спектакль посетила уже известная французская артистка эстрады Мирей Матье.

Мирей Матье вручила Елена Шаниной букет цветов. Фото из открытых источников
Мирей Матье вручила Елена Шаниной букет цветов. Фото из открытых источников

- В этот вечер она пришла на наш спектакль со своим красивым седовласым импресарио, несколько напоминающим Раймонда Паулса, что усиливало наши симпатии и к импресарио и к самой Мирей Матье, - вспоминал Марк Захаров. - Когда начались долгие финальные аплодисменты, Мирей Матье поднялась на сцену с огромным букетом роз и вручила их, к большому удовольствию зала, Елене Шаниной, исполнительнице роли Кончитты. Ныне народная артистка России Елена Шанина имела тогда в Париже большой успех и, что интересно, несколько больший, чем у себя дома… Седовласый импресарио в этот вечер обратился ко мне с громогласной просьбой - зачислить в нашу труппу «звезду» французской эстрады Мирей Матье, чтобы приучить ее наконец к порядку и дисциплине. Слухи о том, что у нас очень строгое заведение, быстро разнеслись по Парижу.

Конечно, не обходилось и без казусов. Например, французские пожарные потребовали от режиссера, чтобы факелы, которыми Александр Абдулов размахивал на сцене, были привязаны к его рукам для безопасности.

- Почти после каждого спектакля, заходя в гримерку к Коле, я видела одну и ту же картину: стоит раздетый по пояс Караченцов, а перед ним на коленях Пьер Карден, который целует ему ручки от восхищения, - смеясь, рассказывает Поргина. - Помню, как-то мы вышли из автобуса на Елисейских полях и к нам подлетели фотографы, снимают. Мы подумали, что это репортеры, уже представили себе эти снимки в местных газетах. А потом один из них говорит: «С вас столько-то франков». Оказывается, это обычные уличные фотографы таким образом зарабатывают. Конечно, к нам был прикреплен человек из «органов», между собой мы его называли пожарником. Он ходил за нами везде, наблюдал, подслушивал, что-то записывал. Поэтому вели мы себя крайне осторожно. Во время этих гастролей я порвала мышцу на ноге, и Пьер Карден договорился, чтобы меня лечили лазером! Мы тогда о таком и не слышали! Неделю я не выходила на сцену, а посещала спектакли на костылях, как зритель. Однажды на финальной сцене мы так с Карденом расплакались, что вытирали слезы – он одним кончиком своего шарфа, я другим.

На прощальном банкете модельер дарил артистам театра имени Ленинского комсомола всевозможные подарки. Александру Абдулову и его супруге Ирине Алферовой вручил зеленую сумку, в которой находился щенок таксы. Юссель де Фин Шассер, - так называлась она по паспорту. Но Абдулов тут же окрестил ее Авоськой.

Как артисты театра имени Ленинского комсомола играли в футбол за команду "Авось" читайте на нашем канале по ссылке:

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Календарь канала "Пераново перо":

5 июля 1901 года родился основатель Театра кукол, народный артист СССР Сергей Образцов:

5 июля 2021 года ушел из жизни народный артист России, обладатель кинопремии "Оскар" Владимир Меньшов:

Олег Перанов