Найти тему
Путешественница

Мощёные дороги Праги

Старый город Праги невозможно представить без мощеных улиц. Ходить по таким улицам нелегко, особенно если ты в неудобной обуви. Каблуки – это катастрофа. Лучше тогда обходить такие улицы. Впрочем, турист в здравом уме путешествовать с туфлями на каблуках не будет, так что давать советы в этой области не буду.

Дорога в центре Праги
Дорога в центре Праги

В Праге дороги не просто мощёные. Они ещё и неровные. На таких, даже совсем коротких участках дорог я трачу больше энергии, чем на многокилометровых прогулках по асфальту.

Мощёные дороги в центре Праги
Мощёные дороги в центре Праги

Прага одна из первых европейских городов стала мостить улицы булыжником. Сначала мостили кварцем и валунами. Это было в 10 веке. А уже с 14 века улицы начали покрывать гравием, галькой и щебнем. 

Мощёная дорога в Праге
Мощёная дорога в Праге

Самым крепким оказался кварцит, и его использовали почти на всех улицах. Во-первых, они выдерживали тяжесть повозок - это ведь еще 14 век, а во-вторых, такие дороги легче было вычищать.

Мощёные дороги в Праге
Мощёные дороги в Праге

Кроме того, кварцит лучше выдерживал воздействие воды. Булыжники под воздействием тяжести повозок и соприкосновения с колесами, постепенно округлялись и становились похожи на кошачьи головы. Их так и называют до сих пор - кошачьи головы!

Мощёные дороги в Праге
Мощёные дороги в Праге

Мощёные дороги в Праге
Мощёные дороги в Праге

Конечно, такие мощеные улицы были очень неудобными. Дорога была неровной, бугристой. Не одна повозка застряла между камнями, не одно колесо сломалось на такой дороге! Но это было лучше, чем ничего.

Мощёные дороги в Праге
Мощёные дороги в Праге

Время шло, дороги менялись…. Во времена Карла IV было приказано мостить дороги огромными каменными плитами. Их добывали на каменоломнях не далеко от Праги. Камни были бесформенными, но крепкими (камень, родственный базальту).

Мощёный Карлов мост
Мощёный Карлов мост

В 16 веке почти все улицы тогдашней Праги были уже мощеными. Но мощение попрежнему было неровным, не очень удобным, хотя улицы были чище, чем совсем без неё.

При таком большом количестве дождей (Чехия считается одним из самых дождливых стран Европы), продвигаться по мощеным, пусть даже и не ровным дорогам, было намного легче.

Фото сделано в мой последний приезд в Прагу в 2022 году. Художник был любителем Пушкина.
Фото сделано в мой последний приезд в Прагу в 2022 году. Художник был любителем Пушкина.

В 18 веке мощению начали придавать форму. В основном мостили рядами. Потом появились тротуары - вдоль двух сторон дорогу чуть поднимали. Здесь уже ходили только пешеходы. К концу 18 века тротуары тоже мостили. В 19 веке тротуары начали мостить в виде мозаики.

Мощёная дорога в центре Праги.
Мощёная дорога в центре Праги.

Первые тротуары были на знаменитом Карловом мосту. Сегодня, когда мост стал только пешеходным, я тротуаров на нём вообще не видела. Их, очевидно, уравняли с основной дорогой.

Мощёные дороги в Праге
Мощёные дороги в Праге

Время шло… 20 век! Развивается транспорт, появляются новые транспортные средства, которые перевозили огромные тяжести. Нужны были новые дороги, которые выдерживали бы большую тяжесть. Кварцит стали заменять гранитными плитами. Укладывали гранитные булыжники в строгом геометрическом порядке.

По булыжникам к пабу «Джон Леннон».
По булыжникам к пабу «Джон Леннон».

Но все это происходило в старом городе и близлежащих улицах. Современный, новый город имеет свои требования. Времени на мощение уже нет. Да оно и неудобно. Асфальтированные и бетонные дороги не требуют много времени на укладку и эксплуатацию. Дороги легче убирать, по ним удобно ходить, водить машину.

Стена Леннона на мощёной улице в центре Праги.
Стена Леннона на мощёной улице в центре Праги.

Попробуйте весь день походить по мощеным улицам, и вы меня поймёте. Обычно к вечеру я уже не чувствую своих ног и начинаю «ненавидеть» каждый булыжник. 🙂

Женщина «на булыжниках».
Женщина «на булыжниках».

Пожалуй, это всё о мощёных улицах Праги. А в вашем городе есть мощёные улицы?

Прага
318 тыс интересуются