Часто можно увидеть подобные сентенции у различных поп-психологов и полуграмотных консультантов по химической зависимости. Исходя из этой логики, можно наверное, говорить, что других хронические и рецидивирующее заболевания, такие сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, тревожное расстройство или депрессия, тоже «семейные болезни».
Генетические предрасполагающие факторы обусловливают от 45% до 79% рисков формирования зависимости (Kendler et al., 2003).
Но, помимо факторов наследственности, можно идентифицировать и роль семейной системы в аддикции.
В научной литературе действительно, ряд авторов предлагают рассматривать например, опиоидную зависимость не как индивидуальную дисфункцию, а как «семейную болезнь».
Наверное, неслучайно, в большинстве случаев, употребление наркотиков начинается в подростковом возрасте.
Некоторые семьи прямо или косвенно поддерживают и санкционируют употребление наркотиков (в этих случаях часто происходила т.н. «передача зависимости» от старшего поколения к младшему), другие напротив, побуждали бросить и наказываются за аддиктивное поведение.
Парадокс заключается в том, что эти противоположные тенденции во многих семьях чередовались или возникали параллельно друг с другом.
Наиболее распространенной семейной моделью была ситуация, когда отец отсутствует (физически или эмоционально) или исключен [матерью], а мать фиксирована на отношениях с сыном-наркоманом, образовывая своеобразную диаду (так как будто она, по-прежнему связана с ним пуповиной).
Употребление наркотиков сыном, представляет собой компромисс между желанием независимости и отделения от своей родительской семьи/матери и страхом взросления (и нежеланием брать на себя ответственность за это).
Прием наркотиков давал возможность подростку избежать, замаскировать или отложить принятие решений, касающихся секса, агрессии, сепарации, финансовой независимости, а статус «наркомана» (или «паршивой овцы»), как раз и позволяет избежать многих трудных решений.
Но употребление наркотиков, может быть также связано и с сильным страхом разлуки, которое испытывает семья в ответ на попытки подростка отделиться.
В некоторых случаях семейное окружение настолько дисфункционально, что является фактором риска рецидива зависимости и провала наркологического лечения.
Родственники могут давать деньги (или вещи, которые можно заложить в ломбарде) на наркотики, а также оказывать эмоциональную поддержку, не настаивая на необходимости отказа от употребления.
Психоаналитик Рафаэль Э. Лопес-Корво утверждает:
«Я не устану повторять, что злоупотребление наркотиками всегда прямо пропорционально «избытку матери и отсутствию отца»».
Многие мужчины с героиновой зависимостью поддерживают тесные [психоаналитики сказали бы «инцестуозные»] отношения со своими матерями и продолжают жить совместно со своими родителями даже в среднем и/или позднем взрослом возрасте.
© Автономов Денис, 2024
Написано по мотивам:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5086440/
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3109/00952997809027993
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.3109/108260872090
26764
#зависимость
#семья