Найти тему
ОколоТехники

Рассказ про бронепоезда

 Panzerzug 61 BP42 немецкий бронепоезд
Panzerzug 61 BP42 немецкий бронепоезд

По сегодняшним меркам бронепоезда являются пережитком прошлого, но в конце 19-го и начале 20-го века эти большие стальные локомотивы осаждали города, прорывали линии фронта и помогали пехоте по всему миру.

Железнодорожные монстры появились во время Гражданской войны в США, когда был построен один особый вагон для защиты железной дороги Филадельфия, Уилмингтон и Балтимор. Затем военные поезда приняли участие в Франко-прусской войне 1870 года, а также в Первой и Второй англо-бурских войнах, которые привели машины в 20-й век.

В 1905 году эти поезда использовались на Дальнем Востоке в ходе Русско-японской войны, где преимущество большого бронированного транспортного средства на рельсах в суровые зимы оказалось незаменимым. Позже Россия увидела еще более широкое применение бронепоездов во время Первой мировой войны и Гражданской войны, которая началась сразу после Октябрьской революции.

В то время поезда рассматривались в основном как транспорт, поскольку они были способны перевозить большое количество людей и оборудования за короткий промежуток времени. Тот факт, что машина была привязана к рельсам, не представлял собой такого уж недостатка, поскольку это был только рассвет автомобильной эпохи, и четырехколесные транспортные средства все еще отставали от локомотива.

Panzerzug с Totenkopf
Panzerzug с Totenkopf

Само собой разумеется, что танки только разрабатывались во время Первой мировой войны, поэтому несовершенные конструкции часто теряли милость военных, а поезда оказывались более надежными. Оснащенные пушками и покрытые толстой броней, они были грозными боевыми машинами.

«Железнодорожная батарея» 1861 года, использовавшаяся для защиты рабочих во время Гражданской войны в США.
«Железнодорожная батарея» 1861 года, использовавшаяся для защиты рабочих во время Гражданской войны в США.

Но сегодня поезда воспринимаются в основном как гражданский транспорт, поэтому их "боевая" история пришлась на времена до бурного развития бронетехники в межвоенный период. Во время Мексиканской революции (1910–1920), гражданской войны в Испании (1936–1939) и Второй мировой войны бронепоезда активно использовались всеми сторонами, вовлеченными в конфликты.

Немецкий бронепоезд Panzerzug
Немецкий бронепоезд Panzerzug

В Польше поезда активно участвовали в оборонительных действиях против вторгшихся немцев. Немцы, с другой стороны, разработали "суперорудия" на шасси поезда, наиболее известной из которых была Schwerer Gustav.

Panzerzug немецкий бронепоезд с камуфляжем
Panzerzug немецкий бронепоезд с камуфляжем

Помимо официальной военной службы, поезда часто служили поддержкой партизанских групп, которые проводили массированные наступления в последние годы Второй мировой войны. Так было в Словакии, где три бронепоезда — «Гурбан», «Штефаник» и «Масарик» — нанесли решающий удар по ослабленным немецким частям в сентябре 1944 года.

И британцы, и канадцы использовали поезда, вооруженные целыми арсеналами противотанковых, зенитных и артиллерийских орудий, для патрулирования побережья и защиты его от потенциального вторжения.

В Европе железные дороги были полями сражений, а железнодорожные станции приобрели форму стратегических штабов. Так как же эта концепция была отвергнута?

Русский бронепоезд времен Второй мировой войны с зенитчиками.
Русский бронепоезд времен Второй мировой войны с зенитчиками.

Причиной отказа от него, очевидно, было изменение методов ведения войны, поскольку танки и мотопехота диктовали свои правила, которые медленно вытесняли бронепоезда. Поскольку поезда были ограничены железными дорогами, они были более уязвимы для бомбардировщиков и артиллерии.

В дополнение к этому, железные дороги все чаще подвергались актам и саботажу со стороны диверсантов или партизан, что значительно замедляло продвижение поездов. Тот факт, что они полагались на использование рельсов, превращал эти военные машины в уязвимых гигантов.

Тем не менее, поезда продолжали служить в боях даже после Второй мировой войны (но гораздо менее активно), особенно в Индокитае.

Но в странах Восточного блока использование поездов в качестве средств ведения боя было возведено в традицию. Несмотря на то, что это было в некотором роде старомодно, они все еще были пригодны для использования в качестве мобильной пусковой установки межконтинентальных баллистических ракет. На поздних этапах Холодной войны в Советском Союзе поступила на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 «Молодец».

Она была способна нести ядерную боеголовку. Одним из вариантов транспортировки и запуска ракеты был предложен (и построен) поезд, курсирующий по Транссибирской магистрали. Стратегическое значение этой железной дороги было подчеркнуто в 1970-х годах после раскола между советским и китайским правительствами. По разным данным, для защиты юго-восточных границ СССР было построено четыре или пять бронепоездов.

Уничтоженный русский бронепоезд
Уничтоженный русский бронепоезд

На борту каждого поезда находилось десять основных боевых танков, два легких плавающих танка, несколько зенитных орудий, а также несколько бронетранспортеров, транспортных средств снабжения и оборудования для ремонта железных дорог. Все они были установлены на открытых платформах или в специальных железнодорожных вагонах. Различные части поезда были защищены броней толщиной от 5 до 20 мм.

Поэтому неудивительно, что некоторые из последних известных случаев использования бронепоездов произошли во время конфликтов, последовавших за распадом Советского Союза в 1990-х годах, особенно на спорной территории Нагорного Карабаха между сегодняшними Арменией и Азербайджаном.

Также, во время Югославских войн с 1991 по 2001 год, некоторые импровизированные бронепоезда использовались военизированными формированиями в конфликте в Хорватии и Боснии. Это были обычные пассажирские поезда, преобразованные в ужасные "наземные крейсеры", способные осаждать города и деревни по всей раздираемой войной Боснии.

Самым печально известным поездом, который был в эксплуатации в те годы, был Krajina Ekspres, использовавшийся членами сербского военизированного формирования в Боснии. Поезд принимал участие в трехлетней осаде города Бихач, которая длилась с 1992 по 1995 год.

Krajina Ekspres
Krajina Ekspres

Даже тогда эта технология считалась устаревшей, но в конфликте между различными военизированными и партизанскими группами такое оборудование оказалось устрашающим.

Один из бронепоездов, который до сих пор находится в регулярном использовании, — это поезд Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, который первый получил в подарок от Советского Союза, а второй активно использовал его во время государственных визитов в Китай и Россию, поскольку боялся летать.