Синдром "Спасателя" у женщин - это психологический паттерн, при котором женщина берёт на себя ответственность за помощь другим людям, и часто в ущерб себе. Причины формирования такого поведения могут быть разнообразными. Приведу три гипотезы с примерами.
"Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею"
В школах девочек нередко сажают за одну парту с мальчиками, которые испытывают трудности в учёбе и поведении. Эта практика, даже с благими намерениями, может привить девочкам чувство ответственности за чужие проблемы. Девочки начинают воспринимать помощь другим, как своеобразный долг, который они должны выполнять.
Пример. В классе учитель посадила Лену рядом с Петей, у которого проблемы с математикой. Она попросила помогать Пете с заданиями и поддерживать дисциплину на уроках. Через какое-то время Лена начинает чувствовать, что она обязана помогать не только Пете, но и другим ученикам, у которых сложности и с математикой, и поведением, что и сформировало у неё привычку в будущем брать на себя роль "Спасателя" в различных ситуациях.
"Ты должна помогать нам, ведь это твоя младшая сестра"
В семьях часто от девочек ожидают большего участия в отношении близких, особенно младших братьев и сестёр. Родители не просто поощряют подобное участие, но и обязывают, тем самым подкрепляя убеждение, что девочка должна ставить интересы других выше своих собственных.
Пример: Марина с детства привыкла помогать младшему брату - её просили помогать ему с уроками и домашними делами, присматривать за ним после детского сада, потом школы. Со временем эта модель поведения распространилась и на другие отношения в её жизни, где она чувствует ответственность за благополучие других, даже если это негативно сказывается на её собственных потребностях.
"Я должна... "
Социальные стереотипы и культурные нормы также способствуют формированию у женщин мощных когнитивных искажений, что они должны быть заботливыми, поддерживающими, сильными, справляющимися со всем и всегда готовыми прийти на помощь. Женщины попросту становятся носителями негативных когнитивных убеждений по типу "долженствование".
Негативные когнитивные убеждения
- "Я должна помочь". Это убеждение заставляет женщину жертвовать собой ради других, забывая о собственных потребностях.
- "Я должна быть полезной, тогда меня полюбят и признают". Женщина ощущает, что её ценность напрямую зависит от того, насколько она полезна для окружающих, и поэтому постоянно стремится доказать свою значимость через помощь.
- "Я должна решать проблемы других, потому что они сами не справятся." Это убеждение создает у женщины ложное чувство ответственности за чужие жизни и судьбы, которое чаще всего приводит к эмоциональному выгоранию и физическому истощению.
В контексте синдрома "Спасателя" стоит упомянуть и треугольник Карпмана - одну из классических моделей взаимодействия в конфликтных ситуациях, разработанную Стивеном Карпманом. Этот треугольник описывает три основные роли, которые люди меняют внутри себя в зависимости от ситуаций: "Спасатель", "Жертва" и "Агрессор".
Парадоксально, но "Спасатель" может быстро оказаться в роли "Жертвы", когда его помощь не ценится или когда он истощается эмоционально и физически от постоянного напряжения. В этой роли женщина в состоянии истощения, например, способна срываться на своих же детей, и происходит переход от роли "Жертвы" в роль "Агрессора".
Треугольник Карпмана иллюстрирует, как женщина, играющая роль "Спасателя", попадает в замкнутый круг негативных ролей, переходя из одной в другую. Это подчеркивает важность осознания своих моделей поведения.
Важно научиться различать, когда помощь действительно необходима, а когда она становится инструментом для поддержания собственной значимости или избегания собственных проблем. Или же спасательство обусловлено тем, что у женщины отсутствует своя собственная жизнь.
Ваш кризисный психолог