По образованию я учитель начальных классов, но вот учить кого-либо не люблю совсем. Пришла в школу и поняла, что есть в этом какая-то бессмысленность.
Дети, которые хотят учиться, тянутся к знаниям, те обязательно запомнят всё, что им нужно. Они даже могут подойти, ещё раз спросить и переспросить, чтобы понять важное для них.
А есть дети, которые не хотят учиться, им это просто не нужно, не обязательно и не важно в жизни. У них план Б, как говорится. Может их учит жизни улица, может быть интернет, но есть какие-то личные убеждения.
Есть третья категория детей - они не знают, что хотят, за них всё решают родители. А мама и папа говорят, что нужно учиться, поэтому вот ребёнок сидит и читает книжки, зубрит и учится.
Ну и последняя категория детей, четвёртая, эти товарищи в заложниках у родителей. Тут важно не принести оценку домой ниже, чем 5, а то несдобровать. Тут, конечно, полный трэш.
"Почему не 5?" - ужасный вопрос. Знаю, как режет слух ребёнку по собственному опыту (иногда мама так спрашивала, поэтому после я перестала ей рассказывать), как обижает и оскорбляет, а ведь есть родители дикие, они же могут и отругать ещё.
Лично я, имея уже своих детей, старалась заткнуться вовремя, когда ребёнок рассказывал про свои школьные оценки, а то тоже порой хотелось спросить, вернее уточнить - в чём дело, почему не 4 или не 5?
Меня дома не ругали за оценки, вернее даже не так, мама совсем не следила за моей учёбой. Вроде что-то там делает ребёнок, может быть даже уроки, ну и ладно. Мама не ругала за двойки или тройки, я ей мало что рассказывала, так как была таким скрытным ребёнком, держащим всё в себе.
Лично я благодарна матери за такое отношения к учёте. Она не делала это осознанно, просто очень уставала после работы, а кроме меня ещё были дети, да и жили в доме, что накладывало множество обязанностей на женщину. Не могла мама только мной заниматься, тем более, что я справлялась сама.
Но вот благодаря такой щедро-подаренной самостоятельности в плане учёбы мне оказалось проще в жизни. Меня не ругали за плохие отметки, а значит и по жизни я знала, если что-то не получится, то ничего страшного, значит в другом месте можно пробовать.
Благодаря тому, что меня не контролировали в плане отметок, мне не нужно было учиться подлизываться к учителям, не нужно было бегать и выпрашивать пятёрки. Я была свободна, могла не делать домашнее задание, если мне не хотелось, наказаний никаких за это не было.
В аттестате у меня большая часть троек. Нет, я не горжусь этим, ни в коем случае, просто рассказываю. Не заморачивалась я с отметками, при этом легко поступила в колледж педагогический, а в 40 лет сдавала экзамен в институт и поступила.
Хочу сделать акцент не на том, что нужно плохо учиться, а на другом, о формировании стойкого убеждения в детстве - оценка, которую тебе ставит кто-то, не имеет значение и никак не влияет на то, что ты из себя представляешь.
Знания у меня всегда были, я любила математику, физику, химию - всё точное. До класса седьмого легко училась на 4 и 5. Но вот характер никогда не был лёгким. Можно сказать, что я не особо общительной и открытой девочкой была. Отношения с учителями практически не складывались, так как я и не пыталась их наладить, жила в своём выдуманном мире.
Был момент в подростковом возрасте, когда я ощущала себя не такой, как все, но вот после двадцати сформированное из детства убеждение делать то, что хочется, дали свои плоды.
Часто слышала осуждения со стороны о том, что я поступаю неверно, но я не собиралась даже прислушиваться, всегда была уверенна в том, что все эти советы, это всего лишь личные страхи советующих.
Могу провести параллель моей троечной жизни в школе на уже взрослую жизнь. Я также, как и в школе не заморачивалась над тем, что думают другие, какую они мне оценку ставят.
В школе не переживала, если не выучила урок и мне два поставили, ну или выучила, но не достаточно, чтобы учитель мог поставить пять, поэтому получила четыре. Ну и ладно!
Во взрослой жизни уже не учителя, а осуждающие вокруг, но они чем-то похожи на педагогов, которые пытаются запихнуть ребёнка в общие рамки, сделать из него такого же, как все.
В школе и сейчас тенденция не изменилась, там всё пытаются заставить детей ходить одинаково, думать одиноково и выполнять задания одинаково. Я как-то помогла решить задачу дочке, используя свои знания по высшей математике. Конечно, не просто решила, также объяснила решение ребёнку, но в школе нам всё перечеркнули, указывая на то, что таким образом они ещё не решают. А почему? Мне тогда показалось это странным.
Так и в жизни, все эти осуждающие меня люди постоянно пытались сообщить, что жить нельзя, как хочется, что вот они так себе не позволяют делать, и ты не имеешь право выпячиваться и жить, как хочешь.
С учителями периодически спорила и спорю по поводу уже своих детей, так как некоторая линия воспитания не совпадает со школьной установкой. Не любимица я у педагогов, которые учат моих детей.
Например, не дала мне грамоту за хорошее воспитание учитель начальных классов, которая учила среднего сына. Большинству дала грамоту, а мне нет. А всё потому что у нас с ней был спор. Ребёнок часто забывал первое время положить в портфель то дневник, то какую-то тетрадь, то учебник.
И вот звонит мне эта очень грамотная дама и сообщает, что оказывается это мои обязанности, я должна проверять портфель сына каждый день. Я ей ответила, что нет, это обязанность сына, на что со мной попытались спорить, а дальше провести и другие меры, предлагая отдавать сына после уроков в центр для неблагополучных семей, где с детьми занимаются уроками вместо родителей.
Воспитание детей - это не бесконечный контроль, навязывание своего мнения и насилие, это всё же доверие, любовь, личный пример и помощь в нужную минуту. Если ребёнок подходит и просит решить задачу - это хорошо, обязательно нужно помочь. Если же мама лезет в портфель к сыну и перебирает там всё, что он положил - это уже трэш.
Помню себя ребёнком, если бы мама взяла мою сумку и стала там рыться, то мне бы это не понравилось, я бы оскорбилась. Да и есть у меня уже не просто мнение, а подтверждённый пример - если ребёнку дать возможность самостоятельно научиться собирать портфель, то он привыкнет и будет это делать сам. А дальше больше скажу, он привыкнет сам принимать решения, ему будет проще во взрослой жизни.
Ну вот, что хочу сказать. Дети, учитесь только на пять! Но лично мне мои тройки помогли в жизни иметь свободу выбора и действия, не оглядываясь на то, что кто-то меня может осудить. Меня мои тройки научили не подлизываться к учителям, не выпрашивать внимание, научили иметь своё собственное мнение и жить своей жизнью.
А вы как учились в школе?