Последнюю сотню лет маркетологи влияют на нас больше, чем церковь и политики: они формируют наши вкусы, определяют потребности и ценности. Бренд-менеджеры, email-маркетологи, PPC- и SMM-специалисты… Чем они занимаются? Сколько зарабатывают? Какие еще есть профессии в маркетинге? Как попасть в этот «клуб»? Об этом и многом другом в нашей статье.
Профессии в маркетинге
Не обязательно искать слово «маркетолог» в вакансии или названии онлайн-курсов. Сфера маркетинга широкая и многообразная. В ней найдется интересная работа для людей с разными талантами: творческими, аналитическими, организаторскими.
Вот топ профессий, связанных с рекламой и маркетингом, одни из которых можно использовать как трамплин для карьерного роста, другие сами по себе удовлетворят самые смелые амбиции.
SMM-менеджер
Про эту профессию не слышал только ленивый. Соцсети сегодня есть у всех от первоклассницы Сони до преуспевающего адвоката, от продавца дешевой одежды из Китая до трубопрокатного завода. А уж мастерицы по ногтям и «бровкам», хенд-мейду и тортикам продвигаются и живут только за счет нельзяграма и ВК.
И если последние изучают SMM и продвигают себя сами, то крупные торговые и производственные компании нанимают для ведения соцсетей профессионалов.
Эсэмэмщик (чаще — «ца») должен уметь:
- разработать стратегию продвижения в социальных медиа;
- придумывать конкурсы, розыгрыши, чтобы увеличить охваты читателей, а значит и потенциальных клиентов;
- составить контент-план;
- писать по этому плану вовлекающие посты (иногда поручается копирайтеру);
- настраивать рекламу на отдельные посты (если нет таргетолога).
Круг задач зависит от уровня заказчика. SMM-менеджеры, продвигающие себя или малый бизнес, обычно умеют все: и текст написать, и видео для тик-тока снять, и таргет настроить.
Двигаясь (в найме) к более высокому заработку, они сужают сферу деятельности до разработки стратегии и организации работы целой команды специалистов: копирайтера, таргетолога, видеографа и других. Обязанностей становится меньше, а доход выше, потому что целую команду узкопрофильных специалистов могут позволить себе крупные компании. Они хорошо платят, но требуют высоких компетенций в своей сфере, постоянного повышения квалификации, развития софт-скиллов.
Читайте также:
Поэтому из SMM лежит прямой путь в маркетологи. Впрочем, маркетолог социальных медиа (тот же эсэмэмщик более высокого уровня) сегодня уже сам по себе прокачанный, востребованный, высокооплачиваемый спец.
Таргетолог
Это специалист по закупке показов рекламы в соцсетях. Начинающим SMM-менеджерам приходится самим настраивать таргетинг, но иногда это бывает тяжело. В соцмедиа часто идут творческие люди, которые «про котиков», «про яркие фоточки», «про эмоциональные посты».
А таргетинг требует рассчитать бюджет, настроить рекламу на целевую аудиторию — читателей, которым продукт заказчика будет интересен в силу:
- пола;
- возраста;
- социального статуса;
- профессии;
- уровня дохода или других характеристик.
Таргетолог должен постоянно считать, сколько денег вкладывается в рекламу, окупаются ли эти вложения, во сколько обходится бизнесу каждый новый клиент, приведенный из соцсетей, и корректировать рекламную кампанию, чтобы снизить эту цену.
Курсы таргетолога: топ 8 онлайн-программ, где можно быстро получить востребованную профессию
Контекстолог
Или PPC (Pay Per Click)-специалист. Занимается тем же, чем и таргетолог — настраивает рекламу на потенциальных клиентов, чтобы бизнесу не приходилось платить за показы незаинтересованным людям. Только не в социальных сетях, а в Яндекс.Директ и Google Ads. Есть даже специалисты которые работают только с Яндекс.Директ и называют себя директологами.
Обязанности контекстолога:
- проанализировать ЦА и конкурентов;
- собрать семантическое ядро (чтобы настраивать рекламу на лиц, вводящих в поиск определенные запросы);
- выбрать посадочные страницы для размещения рекламы;
- создать объявление для привлечения клиентов (к этой работе могут привлекаться дизайнер и копирайтер);
- рассчитать бюджет;
- настроить и запустить кампанию;
- анализировать результаты и корректировать настройки.
SEO-специалист
В рейтинге профессий по интернет-маркетингу не последнее место занимает специалист поисковой оптимизации. Если таргетолог и контекстолог привлекают рекламный трафик на деньги клиента, то «сеошник» дорабатывает сайт таким образом, чтобы на него приходили посетители из поиска, то есть привлекает органический трафик.
Нельзя сказать, что клиенты из поиска совсем бесплатные. Но платить за визиты праздно любопытствующих не придется. Грамотный специалист выведет сайт в топ, а затем сможет удерживать его на высоких позициях «малой кровью».
Задачи SEO-специалиста:
- выполнить аудит сайта — найти слабые места, которые мешают продвижению, выявить точки роста;
- собрать семантическое ядро и кластеризовать его (рассортировать ключи по будущим страницам сайта);
- разместить ссылки на сайт клиента на сторонних ресурсах, повысить «цитируемость»;
- ставить задачи копирайтерам по созданию оптимизированных текстов, разработчикам — по улучшению юзабилити;
- проанализировать результаты, поддерживать позиции сайта в выдаче.
Всё, что нужно знать об этой профессии, читайте в статье:
Легко ли быть SEO-специалистом
Копирайтер
В сфере рекламы, маркетинга, PR не обойтись без копирайтера — специалиста по созданию текстов.
Тексты нужны везде и всем:
- СЕО-оптимизированные на каждой странице сайта для его продвижения в выдаче;
- продающие на лендингах, чтобы превращать их посетителей в лиды;
- креативные на рекламных баннерах, чтобы завлекать посетителей на лендинги;
- информационные на новостных и тематических ресурсах, чтобы демонстрировать экспертность, рекламировать компанию и размещать ссылки на ее сайт;
- в соцсетях — вовлекающие и продающие посты;
- сценарии рекламных роликов…
Хотя популярность рассылок снизилась в последние годы, с их помощью все еще можно прогреть аудиторию. По-прежнему работают SMS-рассылки и рассылки в мессенджерах.
Читайте также:
Бренд-менеджер
Занимается упаковкой и развитием бренда, формированием его репутации, узнаваемости. Для этого он:
- анализирует ЦА;
- на основе глубокого анализа разрабатывает стратегию;
- формирует образ бренда;
- планирует различные мероприятия для повышения узнаваемости;
- мониторит упоминания бренда, анализирует результат работы.
Дорасти до бренд-менеджера можно, освоив все скиллы маркетолога, накопив значительный опыт, разобравшись в том, чего хотят потребители.
Следующие профессии из мира маркетинга подойдут новичкам без опыта, знаний, образования. Найти соответствующую подработку можно в студенческие или даже школьные годы. Много не заработаешь, зато увидишь работу рекламщиков с другой стороны, будет шанс понять, близко ли тебе это.
Читайте также:
Промоутер
Организует промо-акции в торговых центрах, магазинах, на выставках, прочих мероприятиях. Раздает рекламные материалы для продвижения товаров.
Интервьюер
Помогает проводить маркетинговые исследования, опрашивая потенциальных клиентов по заранее составленному списку вопросов. Результаты исследований маркетологи используют для формирования портрета ЦА, разработки стратегии продвижения.
Мерчандайзер
Начинать карьеру в маркетинге можно даже с этой позиции. Мерчандайзер контролирует продвижение товаров в торговых точках: наличие и правильную расстановку на полках, сроки годности, информирует продавцов об особенностях товара.
Пути развития в маркетинге
В маркетинг обычно приходят амбициозные люди, которым мало получить профессию и проработать всю жизнь в одной должности. Они хотят развиваться — профессионально, финансово и продвигаться по карьерной лестнице. Для этого есть три пути.
- Работа в агентстве. Это отличный вариант для новичков, которым нужно набраться опыта. У вас всегда будут работа и стабильная зарплата, команда, готовая прийти на помощь, разнообразные задачи. Агентство берёт разные заказы, поэтому вы будете постоянно расширять диапазон своих умений, расти профессионально, возможно, повышать квалификацию за счёт нанимателя.
- Работа в стартапе. Здесь помочь будет некому. И заказчик всего один. Зато у вас будут полностью развязаны руки: маркетинговая команда стартапа (иногда это даже не команда, а один человек) создаёт с нуля образ бренда, его голос, превращает в узнаваемый продукт. Это колоссальный опыт. А в случае успеха — стремительный карьерный и финансовый рост и кейс в резюме, открывающий любые двери.
- Работа на себя или фриланс. Это полная свобода выбирать клиентов и проекты, работать по своему графику, брать отпуск (правда, неоплачиваемый), когда вздумается. Трудность только в том, что клиентов придётся постоянно искать самостоятельно, а «крупную рыбу» обычно перехватывают агентства. Но работы для специалистов в диджитале достаточно — хватит всем.
Маркетолог — не просто высокооплачиваемая профессия. Это особый склад ума и образ жизни. Если вы творческая, энергичная, самостоятельная личность, то сможете реализоваться и достичь больших высот в маркетинге.
Материал Профессии в маркетинге: какие бывают маркетологи и чем они занимаются впервые появился на https://vasyaznaet.ru/