Город-река глазами путешественника.
Говорят, приезжать в город под утро очень правильно. Рождается новый день, и жизнь начинается, будто с чистого листа - полагает Олег Злобин, автор канала «ОТ ВЕКА К ВЕКУ».
«Под небом голубым есть город золотой…»
Я бы назвал его Поволжской Ялтой. Ровное жаркое лето, Волга – море. Золото пляжей и бесчисленные извилистые протоки, в которых на сап-доске или на лодке с парусом легко затеряться.
Атмосфера курорта обнимает, как только ступаешь с подножки поезда на залитый щедрым солнцем саратовский перрон.
Позвольте откланяться, бетонные джунгли Москвы, ночь в вагоне, и я - на курорте!
Вдыхаю неповторимый коктейль прогретого воздуха навеянного ветерком из знойной степи, перемешанного с освежающей влагой волжских просторов. Всюду горожане в шортах и шлепках…
Узнавать город лучше пешком. Все дороги ведут к Волге. Неторопливо иду к главной площади - Театральной.
Как волны - кварталы купеческих домов, классические усадьбы, исторические особняки в стиле модерн.
Есть в поэзии городов та же прелесть, что в ропоте океана или шуме дубравы, писал философ и поэт Д. Мережковский.
Вот, корпуса университета, возведенные в 1912 году. Монументально. Гармонично. Впечатляет… Вот, особняки времен губернатора Петра Столыпина... Вот, целый остров - Крытый рынок, словно Елисейский дворец. Талантливейшие архитекторы работали в Саратове. Строили с душой.
Жаль, что обветшали, выцвели многие вековые фасады с арками, колоннами, барельефами. Но, крепки толстые стены. Фигурная кирпичная кладка изумляет прочностью, филигранностью. Приковывают взор роскошные окна, карнизы, декор, затейливые решетки, чугунное литье балконов.
Всюду - гармония и вкус.
Даже толком еще не отреставрированные, старинные здания излучают тепло, радуют редкостной изумительной утонченной красотой...
Каменная река старого Саратова течет вниз к Волге и сливается с ней многокилометровой Набережной.
Язык старых зданий человечен. Уютны и живописны пешеходные улицы, спрятанные под арками дворики. Все по-домашнему, все самое интересное в шаговой доступности.
Градусы спешки и суеты в сравнении со столицей понижены в разы.
Идешь по старым улочкам, переулкам Саратова, словно плывешь по волнам времени. Подчас дома напоминают потрепанный бурями корабль.
Восхищаешься прошлым, грустишь по ушедшим эпохам: тут рождались, любили, ненавидели, страдали и радовались. У каждого дома своя тайна.
Старинные улицы Саратова хранят память о мгновениях счастья и пролитых слезах целых поколений.
Вот, кафе "Арабелла", трёхэтажный старинный особняк с мемориальной доской у входа.
В этом доме жил с семьей выдающийся русский философ первой половины ХХ века Семен Людвигович Франк. В 1922 году его выслали из России вместе с Николаем Бердяевым и другими профессорами университетов, представителями русской интеллигенции на печально известном «философском пароходе».
Переживая нужду и одиночество, он верил и убеждал, что «всеблагое и всемогущее Провидение» обращает всякое зло «в путь и средство к добру».
В своей последней книге перед самой смертью великий философ писал: «Каково бы ни было течение нашей жизни, мы не только находимся «в руке Божией» … но мы и находимся в самом Лоне Божьем и только по духовной небрежности и близорукости не замечаем этого».
Недаром говорят, что в облике каждого старинного дома зашифрован уникальный культурный код нации, отшлифованный веками.
В музыке старых кварталов, в чудной, поэтичной патриархальности – обаяние и колорит волжской столицы.
Города как люди: либо развиваются, либо умирают.
На рубеже ХIX-XX веков Саратов по праву носил звание столицы Поволжья, был третьим в Российской империи после Санкт-Петербурга и Москвы по численности населения и по уровню развития промышленности.
О его значении свидетельствует тот факт, что первая в империи частная железная дорога, строительство которой поддержал Император Александр II (после государственной Царскосельской, построенной в 1837 году между Москвой и Санкт-Петербургом) по замыслу крупнейших акционеров-промышленников должна была соединить Москву и Саратов.
И нынешний, хорошо знакомый всем, Павелецкий вокзал (один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы) на картах 1912 года был отмечен, как Саратовский, и назывался так вплоть до 50-х годов прошлого века.
…Ближе к историческому центру услышал, как сотрясает воздух бой барабанов, гул тысяч голосов: "Вперёд, Саратов!".
На главной площади вырос временный стадион, реют флаги, насыпаны сотни тонн белого песка, телекамеры столичного "Матч ТВ" ведут прямую трансляцию из Саратова. Идет Суперфинал Чемпионата России по пляжному футболу.
Городу на Волге с многочисленными пляжами само небо определило стать лидером пляжного футбола.
В конце 90-х, мне, тогда ещё редактору местного бюро "Комсомолки", Андрей Руфанов, известный в городе бизнесмен и поэт, впервые рассказал про пляжный футбол: «Это, понимаешь, динамика, зрелищность, результативность, акробатические трюки!».
В стране «пляжка» была диковинкой. Невероятное упорство, организаторские способности Руфанова, энтузиазм его соратников, сделали дело - десятки местных команд с утра до ночи рубились на пляже. Настало время, и пять саратовских коллективов вполне могли играть на высшем уровне. Саратовские парни защищали цвета сборной России, в 2021 году она произвела фурор, разгромив признанных мировых грандов - бразильцев и португальцев, став чемпионом мира по пляжному футболу. Главные матчи сезона теперь часто проходят в Саратове.
Вот и сейчас на берегу Волги, в рамках Суперфинала чемпионата России, собрались лучшие «пляжники» мира. А "Саратов" стал бронзовым призером чемпионата России.
Много песка утекло с той нашей встречи. Я рад был увидеть на трибуне, в гуще восторженных болельщиков, отца-основателя пляжного футбола в Саратове Андрея Руфанова. Сейчас это кажется фантастикой, но его идеи четверть века назад местным спортивным журналистам показались Нью Васюками.
«Мы продолжение нашего города», - как-то сказал мне Руфанов, подарив свою книгу стихов «Точка Невозврата». Предприниматель и поэт, он взрывает арт-пространство, устраивает яркие музыкальные и поэтические фестивали, спектакли и перфомансы, доказывая, что Саратов – культурная столица Поволжья.
«Главное, решиться изменить то, что возможно. И продолжать решаться на невозможное» - правила жизни таких, как Руфанов.
В областном музее краеведения, под стеклом, рассматриваю столетние обложки саратовских молодежных изданий начала прошлого века. Сто лет, а как свежи, заряжены энергией поэтические строки…
«Мгновенности» - журнал литературно-музыкального кружка саратовских высших сельхоз курсов. «Горнило» - художественно литературный социально-политический журнал. Сборник стихов «Пашня танков». Первый сборник Саратовского Пролеткульта «Взмахи». Журнал «Рабочего Величества Пролетариата Всероссийского» - «Пулемёт»...
Нет, Саратов не стал помпезным, парадным мегаполисом на берегу Волги. Не стал чопорным и застегнутым на все пуговицы - сохранил сердечность и душевность. Он был и остается культурной столицей Поволжья.
«Течет река Волга...»
Фонтаны, как букеты из воды, как хрустальный салют - вырастают из мрамора, освежая прогретый солнцем воздух.
Прекрасен утренний Саратов. Благодать и тишина в храме «Утоли моя печали». Маковки церкви напоминают храм Василия Блаженного в миниатюре.
Из окон старинной консерватории льется какофония - скрипки, рояль, трубы. Нагромождение звуков: это из классов доносятся уроки студентов.
…Утренняя набережная прихорашивается, чтобы вечером принять на променад весь город.
«Поливальная» распустила усы - вода питает цветочные клумбы, орошает пока еще пустынную набережную.
Скоро солнце погонит всех на пляж. Белые шезлонги, красивые белые навесы, стильные беседки заполнялся народом.
"Я наслаждаюсь счастливым однообразием моих дней», – писала Белла Ахмадулина о своем отдыхе в подмосковной Тарусе. И я ощущаю такое же наслаждение в Саратове. Куда спешить? "Полжизни мы теряем из-за спешки" - писала другая великая поэтесса Юлия Друнина.
Великая Река радует глаз! Бегуны, ходоки, велосипедисты, теннисисты, детишки, собаководы с их причудливыми пёсиками, йоги медитируют на газоне в тени деревьев...
На пирсе утренняя зарядка на ковриках.
Снимаю комнату в столетнем доме с толстенными кирпичными стенами. Когда-то это был каретный двор. До сих пор сохранилась арка въездных ворот, конюшенные постройки. Увы, над всем висит гильотина генплана.
От июльской духоты, а может, и от чьего-то недоброго умысла, начались возгорания. На улице Мичурина два дня работали пожарные - тушили уже догоравшие крыши двух старинных заброшенных, но всё ещё красивых, двухэтажных домов.
Так старый Саратов уходит навсегда. Отреставрировать дореволюционные особняки власти не торопятся, и ломать их нельзя - культурное наследие. А на огонь всё списать можно…
Правда же, самый чудесный город — это тот, где человек счастлив.
Сам Господь создал всё это благолепие для процветания - ровный климат, жаркое лето, живописные водные просторы.
«Я рисую влюблённых в жизнь», - сказал мне художник Дмитрий Лукин. Все лето напролет, у тенистого парка «Липки» он создавал портреты саратовцев – сотни красивых, улыбающихся лиц.
Все знают, что время, это последовательность событий прошлого, циклы, закономерности и - обязательные переходы на новые уровни… При этом, всегда главный движитель событий – люди.
Я иногда любил поразмышлять над этим, отдыхая на скамейке, у перекрестья улиц. Теперь вокруг нее шуршит золотая листва - саратовское лето незаметно закончилось.
Саратову исполнилось 434 года!
Всем читателям - добра и процветания!
Олег ЗЛОБИН, фото автора ОТ ВЕКА К ВЕКУ