После кончины в 1902-м году в возрасте без малого 90 лет одного из самых видных самарских предпринимателей Павла Журавлева его главное детище – механический завод - оказалось в собственности сыновей-наследников Ивана, Константина и Владимира Журавлевых.
Не унаследовав организаторского и коммерческого талантов отца, братья надумали пригласить на службу признанного специалиста – главного конструктора Московского машиностроительного завода братьев Бромлей Василия Федоровича Игнатьева. Несмотря на огромное жалованье, возлагаемых надежд столичный авторитет не оправдал – заказов становилось все меньше, завод братьев Журавлевых стал убыточным и 1 января 1911-го года закрылся на неопределенный срок. По сведениям краеведа Константина Головкина, через два с половиной года братья-неудачники сдали заводскую территорию со строениями в аренду самарской государственной конюшне.
При этом промышленное производство на территории бывшего предприятия Бенке-Журавлева вовсе не остановилось! Сразу же после объявления о закрытии завода его бывший управляющий В.Ф. Игнатьев объявил об открытии - там же, рядом с паровой мельницей Павла Журавлева на территории нынешнего ТЦ «Кубатура» - собственной мастерской, вскоре доросшей до полноценного завода. Предприятие Игнатьева, на которое перекочевали станки и оборудование прежних хозяев, вполне успешно работало до начала 1918- года, точнее - до момента прибытия в Самару из Нижнего Новгорода механических мастерских 12-й армии Северного фронта. Горсовет выделил им бывшие корпуса завода Бенке-Журавлева и забрал у Игнатьева обратно большую часть оборудования, оставив лишь один двигатель на 15 лошадиных сил. Дальнейшая судьба предприимчивого московского инженера неизвестна, а его экспроприированное «в интересах трудящихся» детище получило название «Металлический завод №9»
Со 2 мая 1930-го года завод, попавший в ведение краевого металлотреста, именовался «Ремонтно-механический и котельный завод №1». Выпускал, как явствует из названия, котлы, конные скреперы, инвентарь для «Нарпита» , кипятильники «Титан», а с 1932-го перешел на выпуск походных кухонь для нужд Красной Армии.
3 ноября 1941-го года Котельный завод №1 перевели в подчинение Главному управлению обозостроения наркомата местной промышленности РСФСР. К этому времени предприятие успело объединиться с эвакуированным в Куйбышев Павлоградским обозостроительным заводом и, продолжая изготавливать полевые кухни, наладило так же выпуск одно- и пароконных повозок, остро необходимых как армии, так и селу.
Стоит вспомнить, что военном деле вплоть до середины XX века обозы являлись важнейшей частью организационной структуры армий, обеспечивая боевые подразделения всем необходимым и выполняя санитарные функции. Производились так же стабилизаторы для мин.
В начале 1950-х, когда на смену обозам пришел массовый автомобильный транспорт, завод передал оборудование для производства повозок в Похвистнево, и перешел в ведение «Главпищемаша». В феврале 1955-го, после объединения с Мельмашстроем – заводом мельничных и элеваторных машин – предприятие стало заводом продовольственного машиностроения и получило нынешнее название «Продмаш».
Все эти метаморфозы происходили на прежних площадях в историческом центре – в границах улиц, носящих имена литераторов Алексея Толстого, Максима Горького и Льва Толстого. При дальнейшем расширении производства механосборочный цех перенесли в Засамарскую слободу в здание бывшей мельницы купца Бобермана, деревообрабатывающий цех отъехал еще дальше.
Когда неудобства территориального разброса стали очевидны, городские власти определили «Продмашу» новое место размещения – Западный поселок Безымянки на пересечении Гаражного проезда и Заводского шоссе. Проект единого производственно-бытового блока для завода институт «Промстройпроект» разработал еще в 1961-м, но началось строительство только спустя четыре года и тянулось целых восемь лет.
В декабре 1973-го Госкомиссия подписала наконец акт о готовности 1-ой очереди, и завод начал работу на новых площадях. Кстати, уже тогда был сделан упор на экологически чистое производство - установили локальные очистные сооружения для сточных вод.
Окончательно завод перебазировался на Заводское шоссе в 1975-м, а строительство инженерных, компрессорных и очистных сооружений велось еще несколько лет.
Затем, как известно, грянула эпоха перемен, и на рубеже тысячелетий немало предприятий было обанкрочено и просто исчезло с лица земли. Для «Продмаша» же 2000-й год поистине стал вехой возрождения.
Благодаря высокопрофессиональному руководству удалось выкупить долю контролирующего акционера, рассчитаться по всем долгам – и двигаться вперед!
Была проведена полная реконструкция цехов, модернизированы инженерные сети, закуплено и освоено современное оборудование. Появились новые перспективные производственные направления, ставшие фундаментом нынешней истории предприятия, ключевым из которых можно считать дорожную безопасность.
К настоящему времени с участием ОАО «Продмаш» обустроены федеральные трассы М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», М-11 «Нева», М-12 «Восток», трасса А-149 Адлер – Красная Поляна, МКАД в Москве и КАД в Санкт-Петербурге, скоростная автодорога Москва – Санкт-Петербург, дублер Курортного проспекта в Сочи.
К отмечаемому в нынешнем году 150-летнему юбилею предприятия путь пройден неплохой!
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете