Найти в Дзене
Философский ликбез

Мистическая теология Ибн Араби в «Геммах мудрости»

Трактат начинается словами о том, что Бог, как обладатель своих бесчисленных имен, захотел увидеть воплощенности этих имен или просто свою собственную воплощенность, и раскрыть для себя свою тайну. Для этого он сотворил мир, чтобы увидеть себя в чем-то другом, что было бы для него как бы зеркало.

Мир, который он сотворил, стал воплощением всех имен или «истинностей» Бога, и любое наше качество служит воплощенностью какого-то божественного имени. Божественных имен для Ибн Араби не 99, а бесконечное число, и они скорее соответствуют понятию «атрибуты» (сифат).

Венцом божьего творения выступает совершенный человек (инсан камил). Это трудноопределимое понятие описывается как дух, который Бог вдохнул в мир – как непрестанное истечение и проявление, которое никогда не прекращалось и не прекращается. Кроме того, совершенный человек называется «Истиной истин», «сердцем мира» и «носителем божественной совокупности», т.е. совокупности всех божественных атрибутов. Он охватывает все истинности, и единственный имеет такую характеристику. Поэтому Бог потребовал ангелов преклониться ему, чего не пожелал сделать Иблис, будучи не способным даже знать, что человек воплощает больше атрибутов, чем он. Также Ибн Араби пишет, что совершенный человек для Бога то же, что зрачок для глаза. Это можно понимать так, что Бог созерцает свое творение зрением человека, а можно так, что Бог смотрит на себя в отражении зрачка человека.

Поэтому, в конечном счете, у Ибн Араби получается такая сложная картина, в которой Бог не тождественен миру и человеку, но при этом мир и человек воплощает Бога и содержит божественные атрибуты. Поэтому человеку познание Бога доступно через себя самого. Ибн Араби говорит об этом так: «Он описал нам Себя через нас: видя Его, мы видим души свои, а видя нас, Он видит Себя Самого».

Однако у Бога есть атрибут, который все же не воплощен ни в мире, ни в человеке. Это «обладание необходимостью существования благодаря своей самости» (ваджиб ал‑вуджуд ли‑зати‑хи). Это означает, что мир нуждается в Боге, в то время как Бог не нуждается в мирах. Поэтому Ибн Араби пишет, что в этом атрибуте (самостной необходимости божественного бытия) Бог остается непознаваемым.

Универсалии согласно Ибн Араби, не имея воплощенного бытия, существуют в уме как умопостигаемое. Они скрыты (батин), но неотъемлемы от воплощенного бытия, определяя его и влияя на все, что обладает этим бытием. В воплощенностях универсалии явные (захира), и они же скрытые в силу своей отнесенности к уму.

Важная концепция Ибн Араби – разделение на явную / скрытую стороны мироздания (захир и батин). К скрытой стороне относятся истинности или атрибуты, а к явной – воплощенности и предметы. А совершенный человек здесь является неким скрепляющим элементом этого отношения скрытого и явного, связывающим Бога и мир. Бытие же находится в процессе непрерывной трансформации, обусловленной нескончаемой цепью явлений (таджаллийат) все новых и новых атрибутов Бога.

Ибн Араби описывает совершенного человека в виде противоположностей: возникший-безначальный, становление постоянное-бесконечное, слово разделяющее-собирающее, а также Бог-Творение (все это переводят через дефис). Совершенного человека можно интерпретировать как единство этих противоположностей, воплощающее переход скрытого-явного. Бог и мир находятся в состоянии соотнесенности скрытого и явного только потому, что их единство обеспечено человеком.

Конспект первой главы трактата с использованием оптики А.В. Смирнова. См. подробный разбор первой главы / перевод всего трактата