«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:19-24).
Существует одна старая история о человеке, которого наняли почистить большую гору картошки и сказали: «Когда почистишь, рассортируй на три кучки по размерам: мелкую, среднюю и крупную». Примерно через час хозяин пришел проверить работу и увидел этого человека в полном изнеможении. «Я не думал, что чистить картошку так трудно», — удивился он. На что работник ответил: «Картошку чистить не так уж и трудно. Меня вконец измотала необходимость решать, какую куда положить!»
История хоть и старая, но многие из нас могут увидеть себя в этом сортировщике картошки: мы не любим принимать решения. Тем не менее, делать это нам приходится каждый день. Некоторые решения относительно неважные: например, что приготовить на ужин или что сегодня надеть. Другие гораздо важнее: например, куда пойти работать или на ком жениться. Эти решения влияют на нашу жизнь. Однако нет более важного решения, чем решение служить Господу. Оно не только воздействует на нас в этой жизни, но и отразится в вечности.
Текст нашего урока — о решениях, которые меняют жизнь, меняют вечность. В Мф. 6:19-24 мы встретим три решения, которые все мы должны принять.
ЗЕМЛЯ ИЛИ НЕБО?
Не на земле
Первое решение связано со стихами 19-21: мы должны выбрать между землей и небом. Отрывок начинается такими словами: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (ст. 19).
Эти слова сказаны не для того, чтобы запретить всякую собственность. Павел писал, что Бог «дает нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17; см. также 4:4). Не запрещает этот отрывок и заботу о будущем. Соломон хвалил муравья, который заготовляет себе пищу на зиму (Прит. 6:6-8). Чему же тогда учит Иисус? Ответ на этот вопрос содержится в слове «себе»: «Не собирайте себе сокровищ на земле». Джон Стотт так резюмирует то, что осуждает Иисус: «Что Иисус запрещает своим последователям, так это эгоистичное накопление вещей... расточительную и роскошную жизнь, жестокосердие, которое не чувствует отчаянную нужду неимущих во всем мире, глупую фантазию, что жизнь человека «зависит от изобилия его имущества» [Лк. 12:15], и приверженность материальным ценностям, которая привязывает наши сердца к земле».
Наверное, кто-то думает: «Проповедуй, проповедуй! Богачам со всеми их сокровищами как раз нужна такая весть! А ко мне этот отрывок не имеет никакого отношения. У меня нет сокровищ. Я едва свожу концы с концами». Согласен, что наш текст делает упор на физических ценностях, но применить его можно к каждому. У всех нас есть свое «сокровище» — что-то очень важное для нас. Это могут быть члены семьи, дом, работа, мастерство, физическая сила, хорошая репутация — все что угодно. Кловис Чаппел пишет: «Наше сокровище — это то, что мы больше всего любим. Это то, чем мы больше всего хотим обладать, если оно не принадлежит нам. Это то, что мы больше всего боимся потерять, если оно уже у нас есть». Нет ничего плохого в том, чтобы ценить и радоваться перечисленному выше, но плохо, если ничего важнее этого для нас нет — если наши привязанности сосредоточены на этой земле.
В нашем тексте Иисус приводит несколько причин, почему не стоит собирать сокровища на земле. Вначале Он взывает к разуму, к здравому смыслу: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (ст. 19).
Там, где я живу, земные ценности часто выражаются в банковских счетах, но в других странах дело обстоит иначе. И уж, конечно, иначе было в древнем мире. Когда волхвы открыли «сокровища свои» перед младенцем Иисусом, они дали Его семье не чек и не наличные деньги. Сокровищами были золото, ладан и смирна (Мф. 2:11). (Эти дары были выбраны, вероятно, потому, что они были небольшого размера, их легко было нести и легко спрятать во время долгого путешествия за запад).
В дни Иисуса свое богатство человек мог вложить во многое, например в одежду, зерно, драгоценные металлы и камни. Все это могло (и может) быть истреблено или украдено.
Первый из упомянутых Иисусом истребителей — моль. Моль могла повредить изысканную одежду, так высоко ценившуюся в I веке. Моль откладывает на убранной на хранение одежде яйца, из которых выводятся личинки, питающиеся материей. Вы знаете, о чем я говорю, если когда-либо испытали шок при виде мелких дырочек в своей любимой одежде, которую на время убирали.
Второй истребитель — «ржа» (ржавчина). Слово, переведенное как «ржа» (бросис), означает «разъедание» или «то, что разъедает». Это слово можно понимать как ржавчину, которая «разъедает» все, что содержит железо, или как коррозию, которая снижает ценность драгоценных металлов. Этим термином можно также обозначать мышей и других вредителей, которые портят хранящееся зерно. Он может даже применяться по отношению к червям, которые уничтожают растущие злаки.
Третий из упомянутых Иисусом истребителей сокровищ — это «воры», которые «подкапывают и крадут». Большинство домов в Палестине строились из высушенных на солнце кирпичей. Даже если двери были заперты или закрыты на засов, решительно настроенный вор мог проковырять стены и украсть хранившиеся в помещении ценности. В древнем мире не было ничего надежно защищенного.
«Как хорошо, что сейчас все иначе», — скажет кто-нибудь. — «Я обрызгиваю вещи специальным составом от моли, расставляю ловушки от вредителей и имею самую последнюю охранную систему от воров». Однако даже после того как вы предприняли все возможные меры предосторожности, все равно случается, что, как сказал Соломон, наше имущество может сделать себе крылья и улететь (см. Прит. 23:5). Список потенциальных истребителей богатства почти бесконечен:
• Серьезная болезнь
• Неудачи в бизнесе
• Увольнение с работы
• Экономический кризис
• Неумелое обращение с деньгами
• Стихийные бедствия
• Войны
Даже если вы сумеете успешно сохранять свое имущество в течение всей своей жизни, все равно когда-нибудь вы умрете (Евр. 9:27), и вам придется оставить его на этом свете. Один человек перед смертью вложил все свое состояние в бриллианты и золотые монеты. Бриллианты он проглотил, а золотые монеты велел зашить в подкладку своей погребальной одежды. Его богатство ушло с ним в могилу, но не в грядущий мир. К данной ситуации очень подходят слова Иова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1:21).
Иоанн писал: «...мир проходит» (1 Ин. 2:17). Всякий может оглянуться вокруг и увидеть, как это верно — не только по отношению к материальному имуществу, но и почти ко всему, чем люди дорожат на земле. Здоровье уходит. Красота вянет. Сила убывает. Мастерство утрачивается. Да и то, чего мы не лишаемся, часто теряет свою привлекательность или перестает удовлетворять. Поэтому Иисус и наставляет: «Не собирайте себе сокровищ на земле», ибо эти сокровища исчезнут.
Но «на небе»
Иисус продолжает: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (ст. 20). На небе нет ни моли, ни мышей, ни грабителей. Все «депозиты» в «небесном банке» находятся в безопасности. Петр писал, что у нас есть «наследие, сохраняемое... на небесах, где не может оно ни истлеть, ни разрушиться, ни увянуть» (1 Пет. 1:4; Современный Перевод).
Как мы «собираем себе сокровища на небе»? Текст делает акцент на том, что мы свои физические благословения должны направлять на выполнение Божьих замыслов. Иисус сказал богатому молодому правителю: «...пойди, продай имение твоё и раздай нищим — и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21). А Павел учил Тимофея: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).
Как говорят, «мы не можем забрать это с собой, зато можем послать в будущее». Подобная же истина нашла такое выражение: «Что мы храним, то теряем, а что отдаем, то имеем».
Однако принцип собирания сокровищ на небе не ограничивается только правильным использованием материальных благословений. Мы собираем сокровища на небе, когда ставим Бога на первое место во всем, что делаем (Мф. 6:33). Мы собираем сокровища на небе, когда живем так, как учит Нагорная проповедь.
Почему так важно собирать сокровища на небе? Как мы уже отмечали, сначала Иисус воззвал к разуму: сокровища на земле — временные. Затем Он обратился к сердцу, к эмоциям. В стихе 21 Он говорит: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Иисус мог бы сказать: «Ибо где сердце ваше, там будет и сокровище ваше». Мы тратим время, деньги и энергию на то, что нам дорого. Однако Иисус имел в виду нечто иное — близкое по смыслу, но иное. Он говорил, что если самое дорогое для нас находится на земле, то там будет и наше сердце. Если самое дорогое для нас будет на небе, то там будет и наше сердце. Сердце следует за самым дорогим для нас, как подсолнух за солнцем.
Не так давно я присутствовал на занятии, где рассказали о миссионере, более тридцати лет (с 1840 по 1873) прослужившем миссионером в Африке. Когда этот миссионер умер, его тело перевезли на родину в Англию, а сердце похоронили в Африке, под тем деревом, где он скончался. Рассказчик спросил нас: «Если бы вы на протяжении года учили людей из другой страны, где бы они похоронили ваше сердце? В вашем банке, в вашем доме, на вашей работе или где еще?»
Где наши сердца? Что для нас важнее всего? Павел писал: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2).
ТЬМА ИЛИ СВЕТ?
Второе решение в нашем тексте — определиться, что мы выбираем, тьму и свет. Говоря об этом выборе, Иисус использовал аналогию, которая, вероятно, была популярна в Его дни, и которую по этой причине Его слушатели могли легко понять. Однако сегодня она не имеет такого широкого распространения и поэтому озадачивает нас. Вот что сказал Иисус: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22, 23).
Метафора
Иисус употребил расширенную метафору. (Метафора — «...оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства» [Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова]). Чтобы понять метафору, вначале нужно понять идею, на которой она основана. В данном случае это связь между глазом и телом.
«Светильник для тела есть око»: то есть глаз обеспечивает тело светом и зрением. Образ попадает в поле зрения глаза и с помощью глазного нерва передается мозгу. На основании полученной информации мозг управляет телом. Если глаз здоров («око... чисто»), то он передает мозгу точную информацию. Если же «око... худо» — если он страдает катарактой, глаукомой или каким-то другим дефектом зрения, — то информация, которую он посылает в мозг, искажена. А если глаз ослепнет, то мозг вообще не получит никакой информации. Глаз — единственный орган, предназначенный для того, чтобы, как сказано, приносить телу свет, и поэтому, если он «тьма», то «как же ужасна эта тьма!» (Современный Перевод).
Весть?
Связь между глазом и телом понять нетрудно, но какую истину хотел Иисус передать с помощью этой связи? Чтобы распознать весть Иисуса, нужно держать в памяти контекст. Предыдущие стихи (ст. 19-21) предостерегали от собирания материальных сокровищ на земле. В последующем стихе (ст. 24) говорится о выборе в пользу Бога, а не материальных ценностей. Следовательно, логично сделать вывод, что стихи 22 и 23 говорят, главным образом, о том, как мы смотрим на материальные ценности.
Контраст между словами «чисто» и «худо» в описании глаза может углубить наше понимание. Словом «чисто» переведено греческое хаплус. В применении к физическому глазу хаплус означает «ясный, крепкий, здоровый». Однако главное значение этого слова — «цельный (не раздвоенный)». В этом смысле «хаплус» употреблено в Еф. 6:5 и Кол. 3:22. Если в Синодальном Переводе оно в обоих случаях переведено: «в простоте сердца», то в Современном Переводе — «с искренностью в сердце» и «чистосердечно». В применении к нашему тексту проповедники и учителя часто говорят о необходимости быть «прямодушными» (и не быть «двоедушными» [см. Иак. 1:8; Новый Русский Перевод]). Это определение связывает аналогию Иисуса с мыслью, высказанной в стихе 24: нельзя служить двум господам (как пытаются делать двоедушные люди). Хаплус может также иметь дополнительное значение «великодушный, щедрый». Форму этого слова мы видим в Рим. 12:8 и 2 Кор. 8:2, которое в Новом Русском Переводе в обоих случаях переведено словом «щедрость». «Худо» — это перевод слова понерос, означающего «злой, с изъяном, плохой, дурной». В применении к глазу оно означает «в плохом состоянии, больной». Уместно отметить, что в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) фраза «худой глаз» иногда употребляется для описания скупости, жадности. Читайте, например, во Втор. 15:9: «...чтобы... глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему...» Если это значение мы применим к нашему тексту, тогда получится, что противопоставляются «щедрый глаз» и «скупой глаз».
Необязательно выбирать между возможными значениями слов, переведенных как «чистый» и «худой». Бог хочет, чтобы у нас было здоровое, а не больное отношение к собственности. В Божьих делах мы не должны быть «двоедушными», а всегда на первое место ставить Его царство (ст. 33). В таком случае мы не будем скупыми, а станем помогать другим и будем отличаться щедростью.
Сегодня у нас по-прежнему в обиходе слова и выражения с широким спектром значений, имеющие отношение к глазу. Мы говорим «Я вижу», подразумевая «Я понимаю». Мы говорим о том, как важно иметь «правильный взгляд» на жизнь. Мы знаем, что необходимо «видеть» то-то или то-то «в правильном свете». В применении к стихам 22 и 23 «глаз» может означать то, как мы смотрим на жизнь, а «тело» — кто мы есть, другими словами — все, что составляет нашу жизнь.
Наш взгляд на жизнь влияет на все наше существо. Если у нас здоровый взгляд — если у нас цельная, чистосердечная преданность Богу, делающая нас щедрыми по отношению к другим, — тогда мы, так сказать, исполнены света. А если у нас нездоровый взгляд — если у нас противоречивые мотивы и склонность к алчности и скупости, — тогда все наше существо будет как бы исполнено тьмы. Если то, что должно наполнять нас светом (правильный взгляд), станет тьмой, то какая же тьма будет в наших душах!
Среди тех, кого имел в виду Иисус, были книжники и фарисеи. Они думали, что они в свете. Но Иисус сказал, что они во тьме. Сегодня многие называют себя «просвещенными». Они не понимают, что пребывают «во тьме... ибо не покорялись словам Божиим и пренебрегли волей Всевышнего» (Пс. 106:10, 11). «Тьма тем более ужасна, что не видит, что она такое на самом деле» (Карсон).
БОГАТСТВО ИЛИ БОГ?
Последнее решение в нашем тексте — это выбор между богатством и Богом. По сути, все решения, о которых мы говорили в данном уроке, касаются именно этого выбора. Ваша главная забота — собирать сокровища на земле? Тогда вы выбираете богатство. Вы больше нацелены на собирание сокровищ на небе? Тогда вы выбираете Бога. Ваше понимание того, что действительно важно, утратило четкость? Это указание на то, что вы выбрали богатство. Ваши приоритеты — в вечном? Это показывает, что вы выбираете Бога и исполнены света.
Необходимость выбора
Иисус прежде всего подчеркнул, почему необходимо выбирать между Богом и богатством. Начало стиха 24 называют одним из самых известных изречений Иисуса: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а другим — пренебрегать» (ст. 24). (Слова «ненавидеть» и «пренебрегать» употреблены для контраста. Иисус говорил лишь то, что нельзя быть в равной степени верным двум господам).
Некоторые возражают: «Но человек может иметь две работы и работать на двух начальников». Иисус говорил не о работниках, а о рабах. Слово «служить» (дульюо) означает «служить в качестве дулос [“раба”]». Макнил отмечает: «Человек может работать на двух начальников, но ни один раб не может быть собственностью двух хозяев».
Некоторые пытаются служить двум господам. Ветхий Завет говорит, что отдельные «народы... чтили Господа, но и истуканам своим служили» (4 Цар. 17:41; см. ст. 24-41). Сегодня некоторые пытаются служить Господу по воскресеньям, а в остальные дни недели целиком посвящают себя миру. Иисус же ясно говорит: «Никто не может служить двум господам».
Два варианта
Каких двух господ имел в виду Иисус? Как уже отмечалось, Он думал о выборе между Богом и богатством. В последней части стиха 24 Иисус говорит: «Не можете служить Богу и маммоне».
Слово «маммона» (мамонас) — это греческая транслитерация арамейского слова, означающего богатство. В этом отрывке маммона/богатство персонифицировано, выступая в роли рабовладельца. («Персонифицировать, или олицетворять» — значит наделять что-то человеческими свойствами). Джек Льюис замечает: «Многими людьми владеет то, чем, как они думают, владеют они». Говорят, что деньги — это хороший слуга, но суровый господин. Возможно, вы вспоминаете кого-то, каждое действие которого контролируется деньгами и тем, что на них можно купить. Но давайте посмотрим на себя. Большинство из нас в той или иной мере повинны в том, что позволяют деньгам управлять своей жизнью, возможно даже не подозревая об этом.
Обратите внимание, что Иисус не сказал, что мы не должны служить Богу и маммоне, а сказал, что мы не можем служить тому и другому. Это ситуация «или/или»: «Или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а другим — пренебрегать» (ст. 24). Подумайте о том конфликте, который возникает, когда человек пытается верно служить обоим этим господам: «Их приказы диаметрально противоположны. Один велит вам ходить верой, а другой — видением; один велит быть смиренным, а другой — гордым; один велит помышлять о горнем, а другой — о земном; один велит смотреть на невидимое и вечное, а другой — на видимое и преходящее; один велит иметь [жительство] на небесах, а другой — крепко держаться за землю; один велит не [заботиться] ни о чем, а другой — быть в постоянной тревоге; один велит довольствоваться тем, что вы имеете, а другой — раздувать свои желания беспредельно; один велит с готовностью [давать], а другой — оставлять себе; один велит смотреть на положение других, а другой — только на свое; один велит искать счастье в Творце, а другой — в творении. Разве не ясно, что служить двум таким господам невозможно?» (Джей).
Дьявол использует богатство в качестве инструмента для своих злых намерений и совсем не против двоедушия. Это потому что тот, кто пытается служить Богу и маммоне, в действительности отверг Бога. Бог не терпит двоедушия. Он сказал: «Я Господь, это Моё имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8).
Стэнли Джонс пишет: «Жизнь в окружении материальных ценностей была и есть извечная проблема религии». Одна из задач для нас, христиан, — это победить мир (1 Ин. 5:4), живя в нем. Некоторые пытаются решить эту проблему, удаляясь от мира и живя в изоляции. Не такого решения хочет Бог. Он хочет, чтобы мы были «в мире», но «не от мира» (Ин. 17:11, 16), — выбрали Бога, а не мирские соблазны. Тогда и только тогда мы сможем быть «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5:13, 14).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решения, решения, решения — все мы должны каждый день принимать решения. Одни относительно важные, а другие — очень важные. Некоторые принимаются без долгих раздумий, а другие требуют от нас напряжения всех умственных способностей. Из всех решений, какие мы должны принять, нет более важных, чем следующие:
• Собирать сокровища на небе или на земле.
• Иметь взгляд на жизнь, полный света или тьмы.
• Служить Богу или маммоне (богатству).
Если мы постигли весть Мф. 6:19-24, то эти решения не должны быть трудными. Кто не откажется от ничтожного ради неизмеримо более ценного? Кто не захочет прогнать тьму ради того, чтобы жить в свете? Кто не предпочтет склониться перед любящим, вечным Отцом, вместо того чтобы служить тленным вещам в этом умирающем мире?
В свете нашего текста эти решения не кажутся трудными. Тем не менее, по всему миру люди каждый день принимают неверные решения, касающиеся этой жизни и жизни грядущей. Какой выбор сделаете вы? Время решать!
👉🏻 Аренда авто в 100 странах мира (Реклама. GETRENTACAR, INC.. ИНН 61-1951906)