Представьте, что вы идете в поход и видите, что цель вашего пути ближе, чем казалось. Нужно лишь пересечь пляж. Вы ступаете на песок, но вдруг понимаете, что он необычный. Одни участки тверды, как асфальт, другие дрожат, словно желе. Тем не менее, песок достаточно прочен, чтобы выдержать ваш вес. Идя по нему, вы замечаете, что песок больше напоминает ил, чем обычный песок. И вот это случается. Ваши ноги начинают погружаться. Земля вокруг вас сжимается. Вы пытаетесь вытащить себя, но быстро устаете. Теперь, утонув по пояс, вы кричите о помощи, надеясь, что кто-то придет. Но проходят минуты, затем часы. Вы еще не знаете, что погрузились в свою собственную могилу.
Некоторые считают, что мы сейчас слишком связаны с технологиями. Говорят, что нужно отключиться от телефонов, дышать свежим воздухом, исследовать природу, перестать сидеть ночами напролет, слушая подкасты о маньяках, пока не начнется паранойя, и вы не начнете сомневаться, когда ваш ближайший друг отравит вас. Но я в это не верю. Природа — страшное место. И, возможно, после следующих двух историй у вас будет такое же мнение.
Ранним утром 5 июля 1988 года только-только вставало солнце. Адьяна Дикинсон, 18-летняя девушка, и ее муж Джей ехали на квадроцикле по тропе в 56 милях к юго-востоку от Анкориджа, Аляска. Они двигались вдоль ручья, который проходил рядом с Тёрнагейн Арм — одной из двух узких ветвей воды, соединенных с заливом Кука, который, в свою очередь, является ответвлением залива Аляски. Это живописное место, окруженное величественными горами и ледниками, стекающими в воду, что приводит к странным природным явлениям. Но об этом позже.
Молодожены везли с собой трейлер с оборудованием для дноуглубительных работ, то есть подводных раскопок. Считается, что они могли направляться к ручью Сиэтл, популярному месту для добычи россыпного золота, которое оседает на дне русел рек или ледниковых отложений. Они решили сократить путь, пересёкши грязный пляж. Но прежде, чем они добрались до ручья, их квадроцикл застрял в грязи. Если бы Адьяна и Джей знали, что случилось с Роджером Кэшином в этой же грязи 27 лет назад, они бы не выбрали этот короткий путь. И уж точно не стали бы залезать в грязь, чтобы вытащить квадроцикл, что в итоге привело к тому, что они сами застряли.
В 1961 году Роджер Кэшин, солдат, служивший на базе Форт Ричардсон недалеко от Анкориджа, отправился с несколькими товарищами по службе на охоту на уток в Ник-Арм, вторую ветвь залива Кука. Роджер шел по грязевому пляжу, когда внезапно погрузился в грязь по пояс. Его друзья смеялись — могучий солдат повержен грязью. Они явно не слишком хорошо знали местность, потому что в противном случае смеха не было бы. Видите ли, у грязевых отмелей залива Кука есть уникальное свойство. Когда идешь по ним, в один момент поверхность твердая, как асфальт, а в следующий — ты проваливаешься. Это разновидность зыбучих песков, представляющих собой любую водонасыщенную зернистую массу, такую как песок, глина или, в данном случае, ил. Но песок в заливе Кука обладает странными свойствами, делающими его зыбучими песками на стероидах. Ил, из которого состоит эта грязь, образован талыми водами ледников, что приводит к образованию очень мелких угловатых частиц, называемых ледниковой мукой. Когда вы наступаете на них, нарушая баланс воды и ила, частицы сжимаются и блокируются, фиксируя вас на месте.
Опасность этой бетоноподобной грязи настолько велика, что породила два местных мифа. Один из них — о охотнике, который застрял в грязи и умолял друзей застрелить его из ружья, чтобы избежать мучительной смерти. Другой — о охотнике, которого спасатели пытались вытащить из грязи с помощью вертолета, но веревка, обвязанная вокруг его талии, разорвала его пополам. Но наша пара только что переехала сюда из Невады и, возможно, не слышала этих историй. Джей смог выбраться и побежал к переносному земснаряду, который они везли, чтобы откачать грязь вокруг ног Адьяны, но земснаряд не был предназначен для работы с грязью и смог освободить только одну ее ногу, прежде чем двигатель сломался. Три мучительных часа Джей пытался освободить свою жену, когда к ним начало подступать что-то холодное — и это был не только страх.
Тем временем друзья Роджера продолжали смеяться и шутить, пока местный охотник Док Пьюдикомб и его два маленьких сына не прибыли на лодке и не велели им взглянуть на воду. В этот момент солдаты испытали ужас, когда, наконец, увидели, как враг приближается. Видите ли, я забыл упомянуть одну деталь о заливе Кука. Во время отлива вода обнажает грязевые отмели. Но прилив всегда возвращается. И это не обычный прилив. Уникальная геометрия береговой линии приводит к тому, что в заливе Кука второй по высоте прилив в мире — целых 9 метров. В одну минуту вода далеко, а в следующую — вы уже стоите в ней. Фактически, происходит еще одно уникальное явление, когда поступающая соленая вода сталкивается с талыми ледниковыми водами. Это называется бор — аномально высокая приливная волна, и на этих волнах жители Аляски обожают кататься. Если в тот день был очень низкий отлив, прилив мог вызвать волны высотой до 3 метров и скоростью до 24 км/ч.
Неясно, с какой скоростью прилив приближался к нашим пленникам, но одно было понятно: они оказались в беде или вот-вот должны были в нее попасть. Когда вода температурой 3 градуса залила Адьяну по пояс, Джей понял, что у него не остается выбора, кроме как оставить свою испуганную и дрожащую жену и бежать 800 метров за помощью. К счастью, ему удалось остановить несколько туристов, проезжавших мимо. Один из них поспешил в кафе, чтобы позвонить в 911, в то время как остальные остались помочь Джею. Один из друзей Роджера также отправился за помощью, пока остальные солдаты боролись с поднимающейся водой, отчаянно пытаясь вытащить мужчину. Но все, что они делали, только ухудшало ситуацию для Роджера. Он цеплялся за лодку Дока, когда вода достигла его шеи.
Майк Опалка и его команда из государственной полиции Аляски первыми прибыли на место, чтобы помочь Адьяне. Они попытались выкопать и вытащить её с помощью лопат, но она не сдвигалась с места. Когда к спасательной операции присоединились парамедики, ледяная вода уже бурлила вокруг лица Адьяны, словно река. У них был насос и пожарный шланг, чтобы смыть грязь прочь, но вода уже была слишком высока, чтобы это сработало. Поэтому они бросились в воду и едва смогли обвязать её веревкой, сражаясь с течением. Они тянули за веревку, но Адьяна оставалась на месте. Они даже привязали веревку к вертолету и попытались вытащить её таким образом, но грязь не отпускала. К тому же, ледяная поднимающаяся вода была безжалостной, неумолимой и не показывала признаков замедления.
Когда Док и солдаты услышали шум вертолета вдалеке, они поняли, что это должна быть помощь, которую они вызвали. Но, несмотря на все их усилия привлечь внимание, вертолет пролетел мимо них и направился к реке Ник. Кто-то из цепочки связи допустил ошибку, и пилот услышал «на реке Ник» (up the Nick) вместо «по шею в грязи» (up to his neck), отправившись не в том направлении. Солдаты отчаянно махали руками, но вертолет их не заметил. Тогда один из друзей Роджера решил подбежать к ближайшему кусту, поджечь его и вылить на него бензин. Он тут же пожалел об этом, когда взрыв отбросил его назад, но, по крайней мере, вертолет заметил огонь и повернул в их сторону.
К сожалению, вертолет был еще слишком далеко, а Роджер цеплялся за лодку изо всех сил, его костяшки побелели, когда мутная ледяная вода поднялась выше его головы. Тем временем Майкл Опалка, как мог, держался за Адьяну, в то время как ледяная вода высасывала его силы. Когда вода полностью накрыла Адьяну, Джей поспешил к оборудованию для раскопок, снял трубку с насоса и вставил её жене в рот, чтобы она могла дышать. Водолазная команда пожарной службы уже была в пути к Адьяне с баллонами сжатого воздуха. Ей нужно было продержаться еще немного.
У Дока была похожая идея: он взял ствол своего ружья, надеясь, что Роджер сможет использовать его как дыхательную трубку. Они молились, чтобы вертолет, летевший к ним, стал спасением, но вода была неумолима. Все рисковали своей жизнью, оставаясь в воде, чтобы попытаться вытащить его, но Роджер дрожал слишком сильно, чтобы удержать ствол во рту. Адьяна тоже была слишком напугана, слишком замерзла и не могла удержать трубку во рту. Парамедики и сотрудники государственной полиции пытались за нее держаться, но они больше не чувствовали своих рук и ног. Им пришлось отпустить. Все, что оставалось сделать, — это отступить и спасти свои жизни, наблюдая, как Адьяна исчезает под слоем ила и ледяной неумолимой воды.
Это было душераздирающее зрелище, и, что еще хуже, её тело можно будет извлечь только во время следующего отлива. Останки Роджера также было особенно трудно достать. На следующий день после инцидента они привязали трос к его телу и попытались вытащить его с помощью вертолета, но трос оборвался. На следующий день армейские инженеры построили платформу, чтобы добраться до тела и вытащить его, цитирую, «способом, который лучше здесь не описывать».
Эти события тяжело отразились на всех участниках. Сыновья Дока отказались когда-либо возвращаться на эти отмели, и одного из них долгие годы мучили ночные кошмары, в которых он кричал во сне: «Грязь, грязь, грязь». История Роджера с 1961 года пересказывалась десятилетиями и в итоге стала легендой. Он не просил о пощаде, как в истории об охотнике, и трос, привязанный к вертолету, не разорвал его пополам. Однако эти сенсационные пересказы превратились в предостережение для всех, кто мог бы осмелиться пересечь грязевые отмели.
Даже после смерти Адьяны в 1988 году люди продолжали застревать в грязи два-три раза в год. Но летальных исходов не было до более чем 30 лет спустя. 21 мая 2023 года Захари Портер также застрял на грязевых отмелях. Если бы Адьяна и Роджер вызвали помощь сразу, их шансы на выживание могли бы увеличиться, но Захари не имел этих шансов. Его друзья сразу же позвонили в 911, но с поднимающимся приливом и пожарной станцией в 76 км от места происшествия, даже с вертолетами скорой помощи было слишком поздно.
Теперь, если вы думаете, что в безопасности, избегая грязевых отмелей, подумайте еще раз. Это может произойти где угодно возле воды. В 2012 году Никола Рейбон шла вдоль пляжа на Антигуа, чтобы встретить закат в одиночестве, когда провалилась в зыбучие пески. Люди слышали ее крики ночью, но не могли найти её. Когда её нашли, она уже утонула в надвигающемся приливе.
Методы спасения на грязевых отмелях залива Кука улучшились, если спасателям удается добраться до места вовремя. Трудно сказать, сработал бы регулятор дыхания, если бы он достиг Адьяны до её гибели, так как она была слишком напугана. Но местная компания по дайвингу приобрела оборудование, которое может лучше помочь в будущих спасательных операциях. Оно похоже на верхнюю часть гидрокостюма, имеет сжатый воздух, сохраняет тепло и оснащено микрофоном для связи. Также местные пожарные части теперь используют манекены, чтобы проводить тренировки по спасению, оснащая их комплектами для работы с грязью, включая переносной насос, длинный пожарный шланг, фанеру и лестницы.
Так что в следующий раз, когда вы окажетесь на побережье, даже на пляже, обязательно читайте вывешенные знаки, изучайте местность и её приливы и всегда сообщайте кому-нибудь, куда собираетесь.
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал. Вы будете удивлены, узнав, какое сильное влияние оказывает одна ваша подписка на успех этой публикации. К тому же у нас есть еще много историй, которые вы не захотите пропустить. До следующего раза, спасибо за прочтение и надеемся увидеть вас снова скоро.