Многие из тех, кто воспитывает юных музыкантов или сам занимается музыкой, впервые столкнувшись с таким пугающим новичков сольфеджио, впадает в оцепенение.
Как разобраться в основах; как «победить» эту науку; как понять что к чему – рассказываем сегодня.
Итак, для начала выясним,
В переводе с итальянского, термин обозначает «пение по нотам».
Термин является многозначным и обозначает:
1.ДИСЦИПЛИНУ, направленную на развитие музыкальных слуха и памяти.
Включает в себя:
сольфеджирование (простыми словами: каждый звук мелодии нужно пропеть с названием соответствующей ноты);
музыкальные диктанты: упражнения, при выполнении которых необходимо прослушать музыкальный фрагмент и записать его нотным текстом. Диктанты помогаю музыкантам развивать музыкальный слух, практикуют в осмыслении элементов лада и гармонии;
творческие задания: это основы композиции и импровизация. А так же сочинение произведений в нужной тональности; жанре. Благодаря этому этапу формируется свободное владение инструментом;
метроритмическую работу: развивает у музыканта ритмические основы, благодаря практической работе с ритмическими фигурами; ритмслогами; метрами; размерами.
2.Различные СБОРНИКИ УПРАЖНЕНИЙ для сольфеджирования.
3.Специализированные УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.
Включает в себя теорию и практику.
Теория – это основа музыкальной грамотности.
Практика – это умение понимать, анализировать, различать элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
Стоит напомнить о том, что музыка, как и любой другой язык, имеет конструкцию. Таким образом, при изучении музыкального языка студенты осваивают отдельные звуки и их сочетания (два звука=интервал; три звука=аккорд; четыре звука=септаккорд); учатся понимать различные формы музыкальных произведений.
Благодаря освоению данной дисциплины у музыканта формируется:
- свобода владения инструментом и музыкальным языком;
- умение по слуху анализировать музыкальные произведения и импровизировать в различных стилях;
- композиторское мастерство и навык подбора произведения;
- абсолютный и относительный музыкальный слух; мелодический и гармонический слух;
- чистая интонация.
Таким образом, СОЛЬФЕДЖИО=ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
1.ОСВОЕНИЕ НОТ: чаще всего возникает у юных музыкантов: дети путаются в их обозначении и/или их определении.
Путь решения проблемы: обсудить её с педагогом или изучить ноты самостоятельно – используя интернет-ресурсы (например, распечатайте красивую, яркую, запоминающуюся картинку с расположением нот на нотном стане и повесьте её над рабочим местом в комнате ребёнка).
2.НАПИСАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА: сначала нужно определить, в чём именно возникают затруднения. Возможно, это сложность в определении высоты звука: тогда на помощь Вам придут особые упражнения: пение гамм, аккордов, интервалов.
Если Вам трудно определить ритм, уделяйте больше внимания каждому виду длительностей (проанализируйте в чём их различие; сравните их между собой). В решении подобной проблемы отлично зарекомендовала себя практика пропевания номеров из учебника по дирижированию.
3.СТРОЕНИЕ АККОРДОВ/ИНТЕРВАЛОВ: основная сложность в пугающих цифрах. Иногда Вам может показаться, что Вы заняты высшей математикой, а не музыкой. Запомните: если не удалось усвоить одно, не беритесь за следующее. Лучше вернуться назад и точно разобраться в сложном моменте вместе с наставником.
Освоив теорию переходите к практике: например сыграйте аккорд в разных тональностях несколько раз. Пропойте его, запишите его в тетрадь.
Будьте внимательны, не торопитесь и обязательно задавайте вопросы педагогу. Тогда многие трудности разрешаться «на месте» и не потянут за собой другие по принципу снежного кома.
- Сольфеджио, как отдельная дисциплина сформировалось в Средневековье, когда в католических монастырях начали готовить органистов и занялись разработкой теоретических основ музыки.
- Известные и самые древние русские руководства по записи нот датируются 15 веком. Они носили название певческих азбук и по сути, являлись первыми пособиями по сольфеджио.
- 60-70-е годы 19 века, когда в Санкт-Петербурге и Москве были открыты консерватории, стали толчком для изучения теоретических основ музыки в России. Так, в 1875 году увидел свет «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», автором которого стал Пётр Ильич Чайковский.
- Существует теория о древних частотах сольфеджио. Считается, что Гвидо д'Ареццо - бенедиктинский монах, разработал шкалу, которую использовали монахи для своих песнопений. Шкала представляла собой набор тонов, исполняя которые можно было благотворно влиять на энергетику и исцеление различных недугов. Шкала имела 6 основных тонов:
396 Гц – очищение от вины или страха;
417 Гц – обретение свободы в достижении желаемого; духовное пробуждение;
528 Гц – дарование счастья, ясности ума, осознанности.
639 Гц – улучшение способности понимать других.
741 Гц - здоровье, хорошее самочувствие, устранение вирусов и бактерий.
852 Гц – обретение внутренней силы и опоры.
Итак, сольфеджио это невероятно, многогранно, сложно, но удивительно и интересно!
Это тот фундамент, который откроет перед Вами мир музыки и её фантастических возможностей.
Не бойтесь сложностей, ведь они закаляют характер и дают невероятное ощущение веры в себя и собственные силы! Дерзайте! Всё получится!