Найти тему

Лезла, лезла и вылезла. Блок заданий по грамматике для 3 этапа работы по развитию речи

Оглавление

Не любят иностранцы изучать наши глаголы совершенного вида. Всячески обходят "ошибкоопасные" места:

  • не поспит, а будет спать
  • не поест, а будет есть

Ничего, что смысл искажается, зато не нужно думать и мучительно подбирать подходящую приставку.

Те же трудности испытывают и дети на выходе из алалии. Описывая движение этой ящерки, они ограничатся глаголом "ползёт".

Вот она лезла...
Вот она лезла...

Эублефар довольно ловко лазает по вертикальным поверхностям. В данном случае ящерица удирает из домика.

долго лезла...
долго лезла...

Убежать ей конечно же удалось. Правда, недалеко. Ей дали погулять и отправили обратно в домик.

... и вылезла!
... и вылезла!

Вот исключительно на таких конкретных примерах мы долгое время изучаем с детьми глаголы совершенного вида. Наводящими вопросами я помогаю ребёнку описать происходящий процесс с помощью глаголов несовершенного вида, а затем мы обозначаем окончание действия глаголом совершенного вида.

  • Что ящерица делала?
  • Лезла, лезла, лезла.
  • И что в конце концов она сделала?
  • Она вылезла!

Не все взрослые помнят теорию, она не слишком нужна, ведь для носителей русского языка нет сложности в том, чтобы подобрать глагол совершенного вида. Но, позвольте, напомню очень лёгкий способ определения вида глагола.

В вопросе "Что делает?" глагол не имеет приставки "С", значит это несовершенный вид (первая буква не "С"). А глагол в вопросе "Что сделает?" содержит "С", соответственно, это совершенный вид ("С" первая в глаголе и "С" в названии вида).

Объяснять дольше, чем запомнить формулу мнемотехники: есть С в вопросе - совершенный, нет С - несовершенный.

Это я объясняю только школьникам, дошкольникам достаточно практики.

Работа на уровне предложений.

Эти садовые тачки постоянно ломаются!
Эти садовые тачки постоянно ломаются!
  • Что Миша делает?
  • Чинит тачку.
  • Вот он её чинит, чинит и что наконец-то сделал?
  • Починил!

Желательно использовать на занятии не только картинку, хорошо бы найти подходящие игрушки.

Следующий вариант работы уже над текстом.

Дома луковицу ребёнок сажает в стеклянную баночку, в воду. Так лучше видно, как она пускает корни.
Дома луковицу ребёнок сажает в стеклянную баночку, в воду. Так лучше видно, как она пускает корни.

В рассказе по серии картинок используем только глаголы совершенного вида.

  • Что сделали с луковицей?
  • Посадили.
  • Что она сделала?
  • Пустила корни.
  • Что сделали ростки?
  • Они появились.
  • Что сделали луковые перья?
  • Они выросли.

После первого обсуждения по вопросам, я меняю их так, чтобы ребёнок использовал уже глаголы несовершенного вида.

  • Что делали с луковицей?
  • Её сажали.
  • Что луковица делала?
  • Пускала корни.
  • Что делали ростки?
  • Они появлялись.
  • Что делали луковые перья?
  • Они росли.

Если ребёнок допускает 1-2 ошибки, считаю задание выполненным, т. к. практическое усвоение вида глаголов дело сложное. Разумнее взять другое задание на эту же тему, чем несколько раз обсуждать одну и ту же картинку.

В дополнение к работе с глаголами, в этом блоке материалов даю упражнение на согласование.

Согласование числительного 7 с существительными.

На обратной стороне карточки подписаны: вишни, стулья, утюги, утята.
На обратной стороне карточки подписаны: вишни, стулья, утюги, утята.

Здесь обычно не возникает трудностей. Ребёнок собирает пазл, пересчитывает предметы на картинках и проговаривает:

  • Семь вишЕН
  • Семь утюгОВ
  • Семь стульЕВ
  • Семь утЯТ.

Если ошибка и случается, то в слове "стульев". В этом случае мы рисуем на листе бумаги 7 листьев, 7 деревьев, 7 перьев и т. п.

В такое занятие обычно ещё включены задания на счёт, чтение и письмо.

Всем успехов в развитии речи!