Не любят иностранцы изучать наши глаголы совершенного вида. Всячески обходят "ошибкоопасные" места:
- не поспит, а будет спать
- не поест, а будет есть
Ничего, что смысл искажается, зато не нужно думать и мучительно подбирать подходящую приставку.
Те же трудности испытывают и дети на выходе из алалии. Описывая движение этой ящерки, они ограничатся глаголом "ползёт".
Эублефар довольно ловко лазает по вертикальным поверхностям. В данном случае ящерица удирает из домика.
Убежать ей конечно же удалось. Правда, недалеко. Ей дали погулять и отправили обратно в домик.
Вот исключительно на таких конкретных примерах мы долгое время изучаем с детьми глаголы совершенного вида. Наводящими вопросами я помогаю ребёнку описать происходящий процесс с помощью глаголов несовершенного вида, а затем мы обозначаем окончание действия глаголом совершенного вида.
- Что ящерица делала?
- Лезла, лезла, лезла.
- И что в конце концов она сделала?
- Она вылезла!
Не все взрослые помнят теорию, она не слишком нужна, ведь для носителей русского языка нет сложности в том, чтобы подобрать глагол совершенного вида. Но, позвольте, напомню очень лёгкий способ определения вида глагола.
В вопросе "Что делает?" глагол не имеет приставки "С", значит это несовершенный вид (первая буква не "С"). А глагол в вопросе "Что сделает?" содержит "С", соответственно, это совершенный вид ("С" первая в глаголе и "С" в названии вида).
Объяснять дольше, чем запомнить формулу мнемотехники: есть С в вопросе - совершенный, нет С - несовершенный.
Это я объясняю только школьникам, дошкольникам достаточно практики.
Работа на уровне предложений.
- Что Миша делает?
- Чинит тачку.
- Вот он её чинит, чинит и что наконец-то сделал?
- Починил!
Желательно использовать на занятии не только картинку, хорошо бы найти подходящие игрушки.
Следующий вариант работы уже над текстом.
В рассказе по серии картинок используем только глаголы совершенного вида.
- Что сделали с луковицей?
- Посадили.
- Что она сделала?
- Пустила корни.
- Что сделали ростки?
- Они появились.
- Что сделали луковые перья?
- Они выросли.
После первого обсуждения по вопросам, я меняю их так, чтобы ребёнок использовал уже глаголы несовершенного вида.
- Что делали с луковицей?
- Её сажали.
- Что луковица делала?
- Пускала корни.
- Что делали ростки?
- Они появлялись.
- Что делали луковые перья?
- Они росли.
Если ребёнок допускает 1-2 ошибки, считаю задание выполненным, т. к. практическое усвоение вида глаголов дело сложное. Разумнее взять другое задание на эту же тему, чем несколько раз обсуждать одну и ту же картинку.
В дополнение к работе с глаголами, в этом блоке материалов даю упражнение на согласование.
Согласование числительного 7 с существительными.
Здесь обычно не возникает трудностей. Ребёнок собирает пазл, пересчитывает предметы на картинках и проговаривает:
- Семь вишЕН
- Семь утюгОВ
- Семь стульЕВ
- Семь утЯТ.
Если ошибка и случается, то в слове "стульев". В этом случае мы рисуем на листе бумаги 7 листьев, 7 деревьев, 7 перьев и т. п.
В такое занятие обычно ещё включены задания на счёт, чтение и письмо.
Всем успехов в развитии речи!