Все импортные товары, которые пересекают границу РФ, должны быть «зафиксированы» таможенной службой. Для этого предпринимателям нужно оформить ряд документов, которые исключат проблемы как с таможней, так и с налоговой. Подробнее об этих документах расскажем в новой статье.
Таможенное оформление
Если предприниматель выбирает доставку «в белую», ему нужно быть готовым потратить время на то, чтобы оформить все необходимые документы. Можно заняться этим самостоятельно, обратиться за помощью к таможенному декларанту или компании, которая специализируется на ВЭД. В любом случае, полезно быть в курсе того, какие документы понадобятся при импорте товаров.
Доставляя товары «в белую», нужно оформить следующие разрешительные документы:
- Грузовую таможенную декларацию (ГТД).
Это самый главный документ, который подтверждает: товар может пересечь границу с РФ.
- Декларацию о соответствии, сертификат соответствия или отказной лист.
Эти документы нужны для того, чтобы подтвердить: товар, который вы хотите ввезти, соответствует установленным стандартам, нормам и техническому регламенту. Если товар есть в перечне Постановления Правительства №982 — нужно оформить декларацию о соответствии или сертификат соответствия в зависимости от того, в каком из перечней находится товар. Если его там нет — нужно оформить отказное письмо. Некоторые товары подлежат обязательной сертификации (в этом случае нужно получить декларацию), некоторые — добровольной (нужно получить сертификат — его выдают специализированные органы по сертификации).
- Сертификат о происхождении товара.
Важный документ, в котором содержатся сведения о том, из какой страны будет ввезен товар. От этого зависит размер таможенной пошлины. Например, в Китае действует антидемпинговая таможенная пошлина относительно столовых приборов, в сумме со стандартной они составляют аж 30%. В Индии действует только стандартная — 12%, поэтому столовые приборы выгоднее закупать именно там.
- Нотификацию ФСБ.
Этот документ оформляется при ввозе устройств и ПО с элементами криптографии. Например, принтеры, планшеты, роутеры и другая техника, которая работает с использованием шифрования данных.
- Свидетельство о государственной регистрации (СГР).
Свидетельство подтверждает, что товары прошли все этапы регистрации и соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, действующим на территории Таможенного союза. В ряде случаев (в зависимости от товаров) ставится печать санитарно-карантинного контроля — это специализированный вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
- Фитосанитарный сертификат.
Сертификат понадобится для товаров, которые являются (или содержат) растительной продукцией. Он подтверждает, что такие товары не нанесут вреда как людям, так и сельскому хозяйству на территории РФ.
- Лицензию Минпромторга.
Она понадобится при ввозе товаров, на которые есть ограничения. Сюда относятся радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (ВЧУ), шифровальные (криптографические) средства, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая.
- Одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
Необходимо при ввозе транспортных средств.
- Регистрационное удостоверение (РУ).
Оформляется при ввозе медицинских изделий, технических средств и оборудования.
- Разрешение правообладателя.
Необходимо для ввоза товаров под зарегистрированным брендом.
- Инвойс.
Платежный документ международного образца, аналог счет-фактуры внутри РФ. Он подтверждает законность получения оплаты.
Закрывающие документы для налоговой:
- Универсальный передаточный документ (УПД).
В нём собраны акт выполненных работ, акт оказания услуг, накладные и счет-фактура.
- Отчет агента.
В нём содержится подтвержденный перечень услуг, оказанных агентом.
- Счет-фактуру.
Этот документ подтверждает отгрузку товара. Понадобится также договор перевозки, путевой лист и другие отгрузочные документы.
- Акт выполненных работ.
Подтверждает факт выполненных работ, содержит их перечень и размер оплаты.
Всего пять лет назад зайти на маркетплейсы было довольно просто — некоторые из них не требовали никаких документов на товары. Сегодня ситуация изменилась: для того, чтобы торговать на площадках, нужно подтвердить происхождение товара и его безопасность. Поэтому, если предприниматель закупается на оптовых рынках (речь о «Садоводе» или торгово-ярмарочном комплексе «Москва»), где товары продаются без документов, для торговли на маркетплейсах все равно придется их сделать. Иначе действующему селлеру грозят штрафы и блокировка аккаунта, а новичка маркетплейс даже не пропустит. Торговать нерастаможенным товаром в собственном интернет-магазине или в оффлайн точке тоже не получится: есть риск получить штраф от Роспотребнадзора или реальный срок до 6 лет лишения свободы. При этом возврат товара поставщику не производится, его конфискуют.
Какие документы нужны для торговли на маркетплейсах в 2024 году?
- Лицензионный договор/договор на дистрибуцию или разрешение правообладателя. Этот документ нужен только тем селлерам, которые собираются продавать «брендовый» товар, если он зарегистрирован во Всемирной системе интеллектуальной собственности.
- Сертификат соответствия/декларация о соответствии/отказное письмо. Получение сертификата и декларации подтверждает, что товар соответствует технической документации и его безопасно использовать. Так законодательство РФ защищает потребителя: если товар сертифицирован или декларирован, покупатель может быть уверен, что, к примеру, наполнитель мягкой игрушки получил протоколы испытаний и не вызовет аллергии и других нежелательных последствий.
- СГР. При его оформлении проверяется не только качество, но и соответствие санитарно-гигиеническим нормам, действующим в РФ. Это особенно важно для детских товаров или биологически активных добавок.
- РУ. На маркетплейсах нет лекарств, но есть медицинские изделия — например, ортопедические стельки или массажеры. На них также необходимо получить регистрационное удостоверение, которое выдает Росздравнадзор.
- Нотификация ФСБ. Нужна для тех, товаров, которые используют в работе шифрование. Сюда относятся планшеты, умные часы, беспроводные наушники и другие устройства.
Честный знак
В России действует единая система маркировки товаров «Честный знак». На сайте честныйзнак.рф есть перечень товаров, которые обязательно нужно маркировать. Он обновляется, поэтому лучше регулярно заходить на него и следить за перечнем товаров. На сайте есть удобная инструкция, которая пошагово рассказывает, как происходит процесс маркировки для разных категорий товаров.
Законодательство РФ жестко наказывает предпринимателей, которые пытаются обойти маркировку:
— за оборот товаров без маркировки им грозит штраф до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до 5 лет
— за подделку «Честного знака» — штраф до 300 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет.
Такая политика в отношении недобросовестных предпринимателей понятна: речь идет о качестве товаров и потенциальном вреде для здоровья потребителей, включая детей. Чтобы «застраховать» себя от проблем с законом и обезопасить своих же клиентов, лучше соблюдать все требования законодательства о сертификации и маркировке товаров.