1870 год. Саврасова упрекают в том, что у него мало учеников и лишают государственной квартиры в Москве.
Расстроенный художник берет отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уезжает в провинцию.
Он ведет «тихую и сосредоточенную жизнь», но вдруг случается болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Саврасов погружается в смятение. Именно в этот период он находит свой знаменитый пейзаж.
Село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы.
Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез — церковь Воскресения Христова, построенная в XVII в. Художник любил старинную русскую архитектуру.
Со свойственной ему реалистичностью Саврасов пишет облупившуюся штукатурку и обнажившуюся кирпичную кладку.⠀
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток разносится вместе с разлитым в воздухе спокойствием.
Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба.
Картину сразу же замечают в сообществе художников, а вскоре ее покупает для своей коллекции Третьяков.
С 1871 году Саврасов живет в Москве.
Личная жизнь его беспорядочна, с женой он расстается. В этот период он начинает страдать алкоголизмом, теряет преподавательскую кафедру в училище и со временем впадает в крайнюю нужду.
Умерает 67-летний Саврасов в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Но давайте вернемся к картине. Восхитительная, лиричная, любимая с детства, согласны?