Найти тему
Travel for the soul

Пять дней на Байкале (день 3 ч.2)

После красивых видов Байкал-горы мы отправились в не менее удивительное путешествие - на КБЖД (Круглобайкальская железная дорога).

Экскурсия началась с Шаман-камня. Утром мы смотрели на него с горы, а теперь на катере подплыли очень близко.

Когда-то шаман-камень был и местом суда. Обвиняемого оставляли тут на ночь. Если утром он оставался на камне, значит - не виновен. Конечно, сохранение жизни напрямую зависело от погодных условий.

Миллионы лет назад на этом месте проходила горная гряда, вершиной которой был этот самый шаман-камень. Время шло, гряда оседала, а позже поток реки и вовсе затопил ее. До строительства Иркутской ГЭС камень выступал над поверхностью воды на 3 метра, сейчас всего на 1,5.

Подъезжая к камню на катере, можно увидеть перепад высот. Будто Байкал - огромный кратер, а Ангара как излишек вытекает из него.

Наш катер повернул в сторону поселка Лествиничный. И рассекая гладь Лиственичного залива, мы слушали историю КБЖД.

Байкальская железная дорога насчитывает 42 тоннеля, но сохранилось из них всего 38. Каждый тоннель имеет свой план, каждый по-своему уникален. Работы по строительству каждого велись особым образом. Ряд скал взрывали, чтобы проложить тоннель. Взрывчатки требовалось больше, чем было обычно необходимо для такого рода построек, это связано с природной особенностью.

13 тыс человек строили данную дорогу, планировали построить за 10 лет, но уложились всего в 2 года. Строили с помощью кирки, тачки и динамита.

Дорогу Байкала называют "золотой пряжкой стального поясы России". Потому что она дорогая, ее строительство составило 1/3 от бюджета, потраченного на Транссибирскую магистраль. КБЖД была в эксплуатации с 1904 по 1956 год. В 1956 году построили ГЭС и затопили кусок железной дороги. И участок жд вдоль Байкала остался невостребованным. Сейчас по нему дважды в день ходит электричка Нерпочка и 2 экскурсионных поезда.