Найти тему

И КТО ВСЕ-ТАКИ ОПЛАЧИВАЕТ КОСМИЧЕСКИЙ БАНКЕТ? Часть вторая

Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников
Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников

Наметившаяся тенденция не отменила частную инициативу в литературной космонавтике. Персонажи повести «Вне Земли», написанной отцом мирового ракетостроения Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1035) в 1920 году, будучи не только великими учеными, но и весьма состоятельными людьми, построили межпланетный корабль на свои средства. В первом издании повести Алексея Николаевича Толстого «Аэлита», появившемся 1922 году с подзаголовком «Закат Марса», на вопрос иностранного корреспондента инженер Лось отвечает несколько иначе, нежели в цитате, использованной нами в предыдущей статье цикла: «Материалы дало правительство. Частью на это пошли мои сбережения». Мы видим, что частная инициатива все еще не исключается, но без участия государства уже не обошлось. В последующих изданиях автор убрал упоминание о собственных сбережениях главного героя. Кстати, советские фантасты не всегда считали, что первыми в межпланетное пространство отправятся наши соотечественники. Как остроумно подметил писатель и историк космонавтики Антон Первушин — русские авторы полагали, что первыми в космосе будут иностранцы, а иностранные, что — русские.

Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Аналогичной точки зрения придерживался поначалу и Александр Романович Беляев (1884-1942). В своем первом космическом романе «Прыжок в ничто», увидевшем свет в 1933 году, он рассказал историю своего рода космического ковчега, построенного на средства, страшащихся мировой революции буржуев. Проект был разработан и осуществлен под руководством немецкого инженера по фамилии Цандер (тенденция давать персонажам фамилии реально существовавших деятелей была распространена в старой фантастике). Капиталисты создали некое акционерное общество «Ноев ковчег», целью которого было собрать средства для строительства серии межпланетных кораблей, на борту которых акционеры смогут покинуть грешную Землю. Проект удался лишь отчасти. Лишь один из звездолетов успешно покидает нашу планету, но из-за полученных повреждений совершает вынужденную посадку на Венере. Несчастные буржуи становятся космическими робинзонами, чье и без того незавидное положение усугубляется еще и тем, что с самого начала весь проект был под колпаком у коммунистов.

Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

«Прыжок в ничто» не только был посвящен К.Э. Циолковскому, но и стал своего рода научно-популярным пособием для юных энтузиастов межпланетных сообщений. На его страницах, помимо увлекательных приключений, можно встретить подробные сведения по теории ракетного дела и космических полетов, проиллюстрированные схемами и диаграммами. В финале герои узнают, что «Да, теория относительности не обманула. За время полета «ковчега» на Земле прошел не один год, быть может, не одно десятилетие. «Всемирный потоп» революций и войн давно был пережит Землей. Коммунизм победил во всем мире. СССР превратился в МСССР — Мировой Союз Советских Социалистических Республик.» Разумеется, отныне и речи не могло быть о частной космонавтике. Все активы АО «Ноев ковчег» были национализированы и «...Стормер-сити превращен в Старт-сити — в один из «ракетодромов», с которого происходят отлеты небольших ракет на надземную ракетную станцию — искусственный спутник Земли. С этого спутника пускаются в мировые полеты большие межпланетные корабли

Станислав Забалуев. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Звезда КЭЦ". Изображение взято из открытых источников
Станислав Забалуев. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Звезда КЭЦ". Изображение взято из открытых источников

Упомянутый в вышеприведенной цитате искусственный спутник Земли стал основным местом действия следующего межпланетного романа Беляева. Речь идет о «Звезде КЭЦ» (1934). В этой книге писатель попытался описать космическую экспансию эпохи победившего социализма более подробно. Герой романа не только покидает Земной Шар и посещает орбитальный комплекс «Звезда КЭЦ», но и становится участником лунной экспедиции. Начиная с этого романа в отечественной фантастике на долгие годы закрепился примат государства над частной инициативой в области космических полетов. Впервые зримое воплощение «руководящей роли партии» в осуществлении главной мечты человечества стало доступно трудящимся в фильме Василия Николаевича Журавлева (1904-1987) «Космический рейс», вышедшем на экраны в 1935 году. Научным консультантом фильма выступил калужский мечтатель, таким образом в массовом сознании советских людей романы Беляева, труды Циолковского и кинокартина Журавлева на долгие годы утвердили представление о том, что лишь коммунисты смогут достичь Луны, Венеры, Марса и других миров.

Кадр из к/ф "Космический рейс". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Космический рейс". Изображение взято из открытых источников

Частная космонавтика, впрочем, не ушла из советской фантастики окончательно. Достаточно вспомнить неудачную высадку на Марс американской экспедиции в романе Георгия Сергеевича Мартынова (1906-1983) «220 дней на звездолете» (1955) —первой части трилогии «Звездоплаватели» (1960) или аналогичную, но еще менее удачную попытку достичь гражданами США Красной планеты в фильме 1959 года «Небо зовет», снятого Александром Фомичом Козырем (1903-19621) и Михаилом Федоровичем Карюковым (1905-1992). Противопоставление правильной советской — читай: государственной — неправильной буржуйской — то есть: частной космонавтике будет встречаться на страницах авторов из социалистического лагеря с завидной регулярностью вплоть до конца 80-х годов прошлого века. Мы найдем гневное обличение «их нравов» в книгах таких разноплановых писателей, как Станислав Лем (1921-2006), Александр Петрович Казанцев (1906-2002), Иван Ефремов и Аркадий и Борис Стругацкие. Читателям памятны совместные злоключения американских и советских исследователей на «планете пепла» в повести Казанцева «Лунная дорога» (1960) и столкновение коммунистов с гангстерами на астероиде Бамберга в романе Стругацких «Стажеры» (1962). Плачевным итогам попыток капиталистов прорваться к звездам посвящены впечатляющие страницы романов Станислава Лема «Магелланово облако» (Obłok Magellana 1955) и «Час Быка» (1968) Ивана Ефремова.

Кадр из к/ф "Небо зовет". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Небо зовет". Изображение взято из открытых источников

Не столь уж и благополучно виделась космическая экспансия и по другую сторону «железного занавеса». Построенный при содействии частного «Фонда Джордана» звездолет «Авангард» заблудился в межзвездном пространстве. Замкнутые в гигантском цилиндре члены экипажа за многие века одичали настолько, что стали считать свой замкнутый мирок целой вселенной, а его создателя — богом. Речь идет, разумеется, о романе Роберта Энсона Хайнлайна (1907-1988) «Пасынки Вселенной» (Orphans of the Sky; 1963), журнальная публикация которого увидела свет в 1941 году. Критически относился к деятельности частных компаний в межпланетном пространстве и король космической оперы Эдмонд Гамильтон. В его, пожалуй, лучшей космической повести «Сокровище Громовой Луны» (Treasure on Thunder Moon 1942) некая Компания по металлам и минералам подмяла собой весь межпланетный флот, так что горстке, выброшенных на обочину жизни пилотов-ветеранов приходится буквально угонять корабль, за который уже заплатила, сочувствующая им, дочь их умершего товарища.

Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Роберта Хайнлайна "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Константин Арцеулов. Иллюстрация к повести Роберта Хайнлайна "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...

Начало: