Найти тему
Тест Опросыч

12 самых деловых героинь кино СССР

Вовсе вам не слабый пол, а соль земли.

Даже в старину говорили: «Муж – голова, жена – шея, куда хочу – туда верчу».

Впрочем, получив от нового строя возможность идти впереди планеты всей, некоторые женщины переборщили. Причем не с борщами, а с деловым стилем.

Так, Людмила Прокофьевна (1) в замечательной комедии СССР Эльдара Рязанова «Служебный роман» не только стала важным руководителем серьезного учреждения, но и «превратила себя в старуху». И это лишь по ее собственным словам, а уж подчиненные и вовсе называли ее «наша мымра (за глаза, конечно)».

Хотя Анатолий Ефремович, распалившись в ссоре, назвал ее этак и в глаза. Но потом, конечно, пожалел…

Коллаж кадров  из советской комедии Рязанова «Служебный роман»
Коллаж кадров из советской комедии Рязанова «Служебный роман»

Однако в итоге у этой пары всё срослось в полной гармонии:

  • и деловой стиль не утратился, а даже укрепился. Более того, обновленная Калугина продемонстрировала наиболее замечательный тип женщины-руководителя;
  • и семья новая появилась;
  • и вот даже «через 9 месяцев у Новосельцевых уже было 3 мальчика».

Немного в другой сфере переборщили героини комедии СССР Александра Полынникова и Виктора Макарова «Берегите женщин»: в море. Экипаж буксира «Циклон» (2) целиком состоял из женщин, вплоть до командира.

Или командирки? Или командирши?

И все они были весьма деловитыми, профессиональными… как сейчас говорят – крутыми и продвинутыми.

Даже известную фразу «в наше время женщины имеют такие же права, как и мужчины» эти эмансипе переделали, иронично сместив акценты, на «в наше время мужчины имеют такие же права, как и женщины».

В целом эта комедия была чуть менее известная, чем рязановская, но тоже интересная.

То же можно сказать о мелодраме Виктора Трегубовича «Старые стены». Там героиня Людмилы Гурченко – Анна Смирнова (3) – возглавляла подмосковную текстильную фабрику. Но, случайно встретив в санатории шофера, который когда-то был летчиком, и сойдясь с ним, она поддалась его обаянию и предстала перед сложной дилеммой:

  • Ее Величество Женщина

или

  • директор крупного предприятия, депутат и носитель прочих важных полномочий?

Любопытно, что судьба этой героини заинтересовала Екатерину Фурцеву. Прочитав сценарий, та пустила его в ход, хотя до сих пор данный фильм к постановке запрещали. Очевидно, «Катя с Трехгорки» узнала себя в Анне Георгиевне.

Еще более интересно, что тезкой этой легендарной женщины – министра культуры СССР – была героиня другого кино, которая так же, как Анна из «Старых стен», руководила крупным предприятием (одни источники его называют химкомбинатом, другие – также текстильной фабрикой): Катерина Тихомирова (4) в советском кино Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Пожалуй, это самая известная деловая женщина в кино СССР разных лет.

Кадр из советского кино  Меньшова «Москва слезам не верит»
Кадр из советского кино Меньшова «Москва слезам не верит»

При этом, как и в историях других бизнес-леди социалистического образца, Катя не обошлась без мужчины в качестве причины своего проф. роста. Она была обычной работницей завода. Но, попав в переплет (мягко говоря…) из-за обаятельного телеоператора из «Останкино», не сдалась.

И впоследствии, случайно с ним столкнувшись, Катерина признавалась: «Сейчас я думаю, если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось».

Еще одну героиню, которую не обошел «мужской элемент» – Галину Аркадьевну (5) в комедии СССР Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», – сыграла Галина Польских.

Поначалу эта бизнес-вумен была довольно жесткой начальницей.

На работе от нее доставалось всем коллегам, особенно ее заместителю Трошкину. Он, бедолага, по долгу службы все время сидел рядом и был под ее неусыпным присмотром. И бдительная начальница никак не давала ему послаблений:

  • уходить с работы – строго минута в минуту, а лучше с задержками ради выполнения важных дел;
  • ни слова о личном на рабочем месте…
Кадр из комедии СССР  Коренева «По семейным обстоятельствам»
Кадр из комедии СССР Коренева «По семейным обстоятельствам»

Но, встретив художника Николая Павловича, наша суровая руководительница резко изменилась. Она вдруг почувствовала себя Женщиной.

И даже, когда Трошкин напомнил, что, мол, она сама же всегда требовала сидеть на работе допоздна, Галина Аркадьевна сначала попробовала выкрутиться из-под действия собственного правила, а потом просто сказала ему: «Вы мой зам? Вот сидите и замещайте. Ну, а я пошла».

Феминизированной версией истории известного лондонского сыщика стал «Мой нежно любимый детектив» Алексея Симонова. Там дедуктивный метод вовсю разрабатывали мисс Шерли Холмс и мисс Джейн Ватсон (6).

Распутывание преступлений, вплоть до самых сложных дел, – еще одна невероятная, но достойная среда, где женщины могут проявить себя как бизнес-леди. Это наши дамочки и доказали, в том числе обведя вокруг пальца 2 мужчин: именитого инспектора Лестера и его помощника Бигса.

А в черно-белой советской комедии Григория Александрова «Весна» можно было увидеть деловую женщину из мира науки. Ирина Никитина (7) вела важные исследования в Институте Солнца.

Во многом эту героиню Любови Орловой можно назвать предтечей героини Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Обе они были, ну, очень строгими (таких в народе называют сухарями), однако, встретив мужчину, резко изменились, вспомним свою женскую суть.

Кадр из комедии СССР Александрова «Весна»
Кадр из комедии СССР Александрова «Весна»

Еще одна комедия СССР от Александрова с Орловой – «Светлый путь» – показывала путь обычной неграмотной девушки из села Тани Морозовой (8), ставшей:

  • сначала служанкой в чужой семье;
  • затем многостаночницей в текстильной промышленности;
  • потом передовиком производства, которая умудрялась контролировать целый цех в 150 станков и была даже награждена Орденом Ленина.

Актриса, которую часто путали с Любовью Орловой – Валентина Серова, – сыграла еще одну деловую женщину. Ее героиня Катя Иванова в комедии Константина Юдина «Девушка с характером» трудилась в дальневосточном зверосовхозе (9).

Сначала она была признана лучшей работницей хозяйства. Потом Катя умудрилась поймать диверсанта и даже довести его до наших пограничников. Потом она сменила несколько мест работы.

Наконец, она с пылом вывела на чистую воду плохого директора совхоза, в результате чего его уволили, а на его место приняли… саму Катю. Вот что значит проявить характер... ну и, разумеется, быть хорошим профессионалом, организатором и проч.

К слову о плохих начальниках: деловые люди, в том числе женщины, бывают не только позитивные, но и негативные.

Так, образ отрицательной бизнес-леди показали в комедии Рязанова «Гараж». Там героиня Алла Кушакова (10), хоть и имела во многом простонародную речь, и порой проявляла весьма далекие от интеллигентности манеры, но была деловой и хваткой.

Она не упускала своего и могла из всего извлечь пользу; умела договариваться; работала директором рынка и, по ее утверждению, вставала утром «ни свет ни заря, в половине пятого».

Кстати, выглядела она, как и подобает деловым женщинам лучшего образца, просто-таки с иголочки.

Кадр из советской комедии Рязанова «Гараж»
Кадр из советской комедии Рязанова «Гараж»

Необычным, в чем-то даже экзотичным типажом нашего списка выступает радистка Кэт (11) из эпопеи Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны». И пусть имя Катюша с обаятельным лицом вас не наводят на сомнения: девушка была отличным профессионалом, настоящим образчиком деловой женщины, причем в одной из наиболее сложных сфер – в разведке в тылу врага.

Катерина Козлова не только отлично выполняла задания своего мужа и Штирлица, но и потом смогла водить за нос тех, кто ее «перевербовал», а затем вообще сбежала.

Ну, и на сладкое назовем сказочный пример. Одной из самых деловых женщин всех советских мультиков была предприимчивая госпожа Беладонна (12) из «Приключений поросенка Фунтика» от Анатолия Солина.

Это была мадам:

  • максимально отрицательная. Вон, поросенка эксплуатировала почем зря. А это, между прочим, труд несовершеннолетних. Отделы опеки по ней плачут;
Можно сказать, Беладонна представляла женский вариант Карабаса-Барабаса, который, будучи доктором кукольных наук, эксплуатировал своих подопечных.

но

  • максимально же деловая. Сколько махинаций она умудрилась предпринять, чтоб достичь своих целей! Даже провела сложную и коварную акцию под грифом «Лучший кофе на дороге! Отхлебнешь – протянешь ноги!».

Да-да, в итоге положительные герои переиграли ее. Но у деловых людей ведь бывают просчеты, каждый имеет право на ошибки.

Кадр из цикла мультфильмов СССР Солина «Приключения поросенка Фунтика»
Кадр из цикла мультфильмов СССР Солина «Приключения поросенка Фунтика»

В любом случае Беладонна была максимально энергичной и подвижной. Пожалуй, к этой криминальной госпоже можно отнести слова Аркадия Райкина, которые он говорил о балерине: «Привяжи ей к ноге динамо-машину, пусть она ток подает в отстающие районы». :)

П. с. Дорогие читатели, а какие примеры деловых женщин из кино можете добавить вы?

И на близкие темы читайте посты «10 фильмов СССР, где из героинь-простушек делали красоток», плюс «Актрисы СССР, в кино игравшие простушек, а в жизни бывшие главными модницами» и даже вот «10 специфических навыков советских женщин-разведчиц».

И отвечайте на тесты, где надо узнать советское кино по людям науки (или якобы людям науки), а также конкретно по судьям в кадре.

#кино #психология #СССР #характер #фильмы #стиль #телевидение