Вовсе вам не слабый пол, а соль земли.
Даже в старину говорили: «Муж – голова, жена – шея, куда хочу – туда верчу».
Впрочем, получив от нового строя возможность идти впереди планеты всей, некоторые женщины переборщили. Причем не с борщами, а с деловым стилем.
Так, Людмила Прокофьевна (1) в замечательной комедии СССР Эльдара Рязанова «Служебный роман» не только стала важным руководителем серьезного учреждения, но и «превратила себя в старуху». И это лишь по ее собственным словам, а уж подчиненные и вовсе называли ее «наша мымра (за глаза, конечно)».
Хотя Анатолий Ефремович, распалившись в ссоре, назвал ее этак и в глаза. Но потом, конечно, пожалел…
Однако в итоге у этой пары всё срослось в полной гармонии:
- и деловой стиль не утратился, а даже укрепился. Более того, обновленная Калугина продемонстрировала наиболее замечательный тип женщины-руководителя;
- и семья новая появилась;
- и вот даже «через 9 месяцев у Новосельцевых уже было 3 мальчика».
Немного в другой сфере переборщили героини комедии СССР Александра Полынникова и Виктора Макарова «Берегите женщин»: в море. Экипаж буксира «Циклон» (2) целиком состоял из женщин, вплоть до командира.
Или командирки? Или командирши?
И все они были весьма деловитыми, профессиональными… как сейчас говорят – крутыми и продвинутыми.
Даже известную фразу «в наше время женщины имеют такие же права, как и мужчины» эти эмансипе переделали, иронично сместив акценты, на «в наше время мужчины имеют такие же права, как и женщины».
В целом эта комедия была чуть менее известная, чем рязановская, но тоже интересная.
То же можно сказать о мелодраме Виктора Трегубовича «Старые стены». Там героиня Людмилы Гурченко – Анна Смирнова (3) – возглавляла подмосковную текстильную фабрику. Но, случайно встретив в санатории шофера, который когда-то был летчиком, и сойдясь с ним, она поддалась его обаянию и предстала перед сложной дилеммой:
- Ее Величество Женщина
или
- директор крупного предприятия, депутат и носитель прочих важных полномочий?
Любопытно, что судьба этой героини заинтересовала Екатерину Фурцеву. Прочитав сценарий, та пустила его в ход, хотя до сих пор данный фильм к постановке запрещали. Очевидно, «Катя с Трехгорки» узнала себя в Анне Георгиевне.
Еще более интересно, что тезкой этой легендарной женщины – министра культуры СССР – была героиня другого кино, которая так же, как Анна из «Старых стен», руководила крупным предприятием (одни источники его называют химкомбинатом, другие – также текстильной фабрикой): Катерина Тихомирова (4) в советском кино Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Пожалуй, это самая известная деловая женщина в кино СССР разных лет.
При этом, как и в историях других бизнес-леди социалистического образца, Катя не обошлась без мужчины в качестве причины своего проф. роста. Она была обычной работницей завода. Но, попав в переплет (мягко говоря…) из-за обаятельного телеоператора из «Останкино», не сдалась.
И впоследствии, случайно с ним столкнувшись, Катерина признавалась: «Сейчас я думаю, если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось».
Еще одну героиню, которую не обошел «мужской элемент» – Галину Аркадьевну (5) в комедии СССР Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», – сыграла Галина Польских.
Поначалу эта бизнес-вумен была довольно жесткой начальницей.
На работе от нее доставалось всем коллегам, особенно ее заместителю Трошкину. Он, бедолага, по долгу службы все время сидел рядом и был под ее неусыпным присмотром. И бдительная начальница никак не давала ему послаблений:
- уходить с работы – строго минута в минуту, а лучше с задержками ради выполнения важных дел;
- ни слова о личном на рабочем месте…
Но, встретив художника Николая Павловича, наша суровая руководительница резко изменилась. Она вдруг почувствовала себя Женщиной.
И даже, когда Трошкин напомнил, что, мол, она сама же всегда требовала сидеть на работе допоздна, Галина Аркадьевна сначала попробовала выкрутиться из-под действия собственного правила, а потом просто сказала ему: «Вы мой зам? Вот сидите и замещайте. Ну, а я пошла».
Феминизированной версией истории известного лондонского сыщика стал «Мой нежно любимый детектив» Алексея Симонова. Там дедуктивный метод вовсю разрабатывали мисс Шерли Холмс и мисс Джейн Ватсон (6).
Распутывание преступлений, вплоть до самых сложных дел, – еще одна невероятная, но достойная среда, где женщины могут проявить себя как бизнес-леди. Это наши дамочки и доказали, в том числе обведя вокруг пальца 2 мужчин: именитого инспектора Лестера и его помощника Бигса.
А в черно-белой советской комедии Григория Александрова «Весна» можно было увидеть деловую женщину из мира науки. Ирина Никитина (7) вела важные исследования в Институте Солнца.
Во многом эту героиню Любови Орловой можно назвать предтечей героини Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Обе они были, ну, очень строгими (таких в народе называют сухарями), однако, встретив мужчину, резко изменились, вспомним свою женскую суть.
Еще одна комедия СССР от Александрова с Орловой – «Светлый путь» – показывала путь обычной неграмотной девушки из села Тани Морозовой (8), ставшей:
- сначала служанкой в чужой семье;
- затем многостаночницей в текстильной промышленности;
- потом передовиком производства, которая умудрялась контролировать целый цех в 150 станков и была даже награждена Орденом Ленина.
Актриса, которую часто путали с Любовью Орловой – Валентина Серова, – сыграла еще одну деловую женщину. Ее героиня Катя Иванова в комедии Константина Юдина «Девушка с характером» трудилась в дальневосточном зверосовхозе (9).
Сначала она была признана лучшей работницей хозяйства. Потом Катя умудрилась поймать диверсанта и даже довести его до наших пограничников. Потом она сменила несколько мест работы.
Наконец, она с пылом вывела на чистую воду плохого директора совхоза, в результате чего его уволили, а на его место приняли… саму Катю. Вот что значит проявить характер... ну и, разумеется, быть хорошим профессионалом, организатором и проч.
К слову о плохих начальниках: деловые люди, в том числе женщины, бывают не только позитивные, но и негативные.
Так, образ отрицательной бизнес-леди показали в комедии Рязанова «Гараж». Там героиня Алла Кушакова (10), хоть и имела во многом простонародную речь, и порой проявляла весьма далекие от интеллигентности манеры, но была деловой и хваткой.
Она не упускала своего и могла из всего извлечь пользу; умела договариваться; работала директором рынка и, по ее утверждению, вставала утром «ни свет ни заря, в половине пятого».
Кстати, выглядела она, как и подобает деловым женщинам лучшего образца, просто-таки с иголочки.
Необычным, в чем-то даже экзотичным типажом нашего списка выступает радистка Кэт (11) из эпопеи Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны». И пусть имя Катюша с обаятельным лицом вас не наводят на сомнения: девушка была отличным профессионалом, настоящим образчиком деловой женщины, причем в одной из наиболее сложных сфер – в разведке в тылу врага.
Катерина Козлова не только отлично выполняла задания своего мужа и Штирлица, но и потом смогла водить за нос тех, кто ее «перевербовал», а затем вообще сбежала.
Ну, и на сладкое назовем сказочный пример. Одной из самых деловых женщин всех советских мультиков была предприимчивая госпожа Беладонна (12) из «Приключений поросенка Фунтика» от Анатолия Солина.
Это была мадам:
- максимально отрицательная. Вон, поросенка эксплуатировала почем зря. А это, между прочим, труд несовершеннолетних. Отделы опеки по ней плачут;
Можно сказать, Беладонна представляла женский вариант Карабаса-Барабаса, который, будучи доктором кукольных наук, эксплуатировал своих подопечных.
но
- максимально же деловая. Сколько махинаций она умудрилась предпринять, чтоб достичь своих целей! Даже провела сложную и коварную акцию под грифом «Лучший кофе на дороге! Отхлебнешь – протянешь ноги!».
Да-да, в итоге положительные герои переиграли ее. Но у деловых людей ведь бывают просчеты, каждый имеет право на ошибки.
В любом случае Беладонна была максимально энергичной и подвижной. Пожалуй, к этой криминальной госпоже можно отнести слова Аркадия Райкина, которые он говорил о балерине: «Привяжи ей к ноге динамо-машину, пусть она ток подает в отстающие районы». :)
П. с. Дорогие читатели, а какие примеры деловых женщин из кино можете добавить вы?
И на близкие темы читайте посты «10 фильмов СССР, где из героинь-простушек делали красоток», плюс «Актрисы СССР, в кино игравшие простушек, а в жизни бывшие главными модницами» и даже вот «10 специфических навыков советских женщин-разведчиц».
И отвечайте на тесты, где надо узнать советское кино по людям науки (или якобы людям науки), а также конкретно по судьям в кадре.
#кино #психология #СССР #характер #фильмы #стиль #телевидение