Найти в Дзене
Bellalavanda

Балетные крысы

Топот прекратился, девочки сбились в кучу, пока учитель отчитывал самую неловкую. У строгого месье в руках всегда был хлыст, и девочки ужасно боялись допустить ошибку, чтобы не получить удара по ногам или спине.

Уроки начинаются в девять утра и заканчиваются только к пяти, когда начинается подготовка к опере или спектаклю. После небольшого перерыва девушки опять натягивают пуанты и бегут на сцену, топот маленьких ножек похож на крысиную возню, поэтому самых юных девочек-учениц балета Парижской Оперы называют «маленькими крысками».

"Танцевальный класс", худ. Эдгар Дега
"Танцевальный класс", худ. Эдгар Дега

Они всегда голодные, иногда воруют еду у старших, подсматривают из-за кулис, завистливо восхищаясь мастерством звезд на сцене, и мечтают, что когда-нибудь окажутся на их месте.

Маленькими крысками становились совсем еще маленькие девочки в возрасте от 8 лет. Чаще всего это были дочери небогатых родителей, часто сироты. Профессию танцовщицы балета нельзя было назвать очень престижной, к балеринам относились с восторгом, когда они выступали на сцене, и презрением, если они появлялись в обществе. Ведь все понимали, чем приходится платить за успех.

-2
«Настоящая крыса, говоря хорошим языком, это маленькая девочка семи-четырнадцати лет, изучающая танцы, которая носит туфли, которые носили другие, выцветшие шали, покрытые сажей шляпы, от которой пахнет дымом квинкетов. У нее в карманах хлеб и просит шесть центов на конфету; крыса проделывает дырки в декорациях, чтобы увидеть шоу, бегает на полном скаку за декорациями и играет в четырех углах коридоров; предполагается, что она зарабатывает двадцать су за вечер, но из-за огромных штрафов, которые она несет за свои расстройства, она получает от матери только восемь-десять франков в месяц и тридцать пинков», — так описывал существование этих балетных девочек Рокплан.

Парижской опере нужны были маленькие танцовщицы, чтобы создавать на сцене массовку, кордебалет, в зависимости от сюжета, разворачивающегося перед зрителями. Но, тренируясь по 10-12 часов в день, крыски получали совсем маленький гонорар. Зато младших танцовщиц кормили, а всегда голодные девочки были рады любой печенке, картофелине или, если повезет, кульку конфет от господ, которые приходили посмотреть на репетиции старших товарок.

В Парижской опере балерины делились на прим-балерин, сюиток, корифеек, фигуранток и статисток.

Каждая крыска мечтала дорасти хотя бы до корифейки, это означало, что она может получить собственную роль, пусть и второго или третьего плана, но роль, указанную в программке. Пока крыски получали по 500 франков в год, фигурантки и статистки получали от 700 до 1000 франков. Корифейки – до 1400 франков, а сюитки и примы уже могли даже торговаться о гонораре, хотя он все равно был невысок, до 2000 франков.

"Кулисы Парижской оперы" (1889), худ.  Беро Жан
"Кулисы Парижской оперы" (1889), худ. Беро Жан

Как на такие небольшие средства существовать молодой девушке, ведь хочется красиво наряжаться, иметь драгоценности, выезд, ездить на отдых, вращаться в кругу светских людей. Но главное – исполнять первые партии!

Все это невозможно было без покровителей, а они охотно брали на попечение молоденьких балерин. Пока крыски еще были слишком малы, их только похлопывали по голове или одаривали конфетками, которые тут же забирала мадам-учительница, потому что девочкам нельзя портить фигуру. Но когда танцовщица переставала быть крыской и достигала возраста 13-15 лет, на них совсем иначе посматривали важные господа, заплатившие за абонемент в Парижскую оперу, а значит, имевшие право находиться в репетиционном зале и наслаждаться уроками девушек у станка.

«Балетная репетиция на сцене», худ. Э. Дега
«Балетная репетиция на сцене», худ. Э. Дега

Этот балетный мир, где тесно переплетались талант, амбиции и тяжелый труд, отразил на своих картинах художник Эдгар Дега. «Балетная репетиция на сцене», написанная в 1874 году, демонстрирует нам не только изящных балерин и кордебалет, но и двух господ, вальяжно развалившихся в креслах, кажется, они не столько наслаждаются зрелищем, сколько ожидают окончания репетиций, когда смогут пообщаться с танцовщицами ближе.

"Звезда", худ. Эдгар Дега
"Звезда", худ. Эдгар Дега

На картине «Звезда» (1878 г.) юная балерина, наконец-то дождавшаяся своего триумфа, словно летит по сцене, она светится от счастья и удовольствия. А за кулисами ее ждет господин в черном фраке, тот, кому она обязана своим успехом и кого должна отблагодарить после премьеры. А еще – соперницы, мечтающие оказаться на ее месте. Звезда будет сиять ровно столько, сколько позволит ее молодость и красота.

Не все танцовщицы соглашались встречаться с «подписчиками», некоторые достигали успеха самостоятельно, но это было редким исключением. Их путь был тернист. Гораздо большее число девушек вынуждены были бросить свое занятие и находили что-то далекое от сцены, умирали в нищете или становились в итоге содержанками.

Еще о парижских балеринах:

Об Эмме Ливри, сгоревшей на сцене:

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!