Эта статья вторая в моём цикле статей о травме, в ней я бы хотела приоткрыть понимание термина дефицитарной травмы, как к одной из наиболее сложных и часто встречаемых. Предлагаю вам подписаться на мою страничку чтобы получать информацию о выходе следующих статей из этого цикла.
Детская травма обычно формируется в тот момент, когда ребёнок испытывает когнитивный и эмоциональный диссонанс, когда ребёнок не был никем защищён и не был утешенным в своём переживании фрустрирующего эпизода. В случае, если существует запрет на проявление связанных с этим негативных чувств, чем с большими аффектами встречается психика и чем меньше возможности переработать это событие, тем вероятнее то, что травма укоренится в «контейнере» психики.
У ребёнка начинают формироваться ложные представления о себе и о мире. Не получив поддержки от взрослых в такой ситуации, ребёнок начинает приспосабливаться к этому и «сражаться» с этим в одиночку. Вырабатываются некоторые оградительные стратегии, призванные защитить психику, чтобы не допустить подобной ситуации снова. Может произойти «отщепление» этого воспоминания, перейти в отрицание, так как будто бы этого ничего не было, потому что психика не в состоянии контейнировать это своими силами.
Контейнирование в психологии – это способность выдерживать различные виды психических проявлений: эмоций, напряжения, инстинктивные импульсы и другое.
Подробнее об этом приглашаю почитать мою ранее опубликованную статью: «Монстры внутри нас. Как контейнировать эмоции» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/kontainment_emotions/
Травматизм полученный от близких людей не проходит бесследно, он оставляет след, например, в виде недоверчивости к миру в целом. Такой человек делает некоторые выводы о себе и о мире, особенно, если он не смог «допрожить», переработать травму с кем-то из близких в тот момент, когда она случилась. Другими словами, если процесс контейнирования эмоций не помог там в тот период времени вывести остатки негативных переживаний наружу, травма помещается в контейнер, «капсулируется» и, находясь внутри этого контейнера влияет на все психические процессы. Травмирующая ситуация обрастает психологическими защитами, формируются конструкции, которые помогают клиенту выживать – это сопровождается индивидуальными наборами психологических защит, сложными эмоциональными состояниями, дезадаптивными поведенческими стратегиями, невротическими проявлениями, проявлениями в виде телесного симптома [2].
Травмы, полученные в раннем возрасте, влияют на формирование типа привязанности, который в свою очередь в будущем станет основным определяющим поведение и доверие к миру фактором.
Приглашаю вас прочитать мою статью на эту тему:
«Привязанность – что это такое? Типы привязанности и контрзависимость» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/theory_attachment_bowlby/
Травма дефицита или дефицитарная травма
Бездействие – это тоже действие. Отсутствие заботы в необходимом для маленького человека объёме, игнорирование потребностей, пренебрежение потребностями (неглект), неправильное понимание потребностей младенца в раннем довербальном периоде может стать поводом для формирования дефицитарной травмы.
Такая травма может случиться не только в следствии неверного понимания потребностей маленького человечка в довербальном или в раннем вербальном периоде, но и в следствии игнорирования жизненно важных потребностей ребёнка, отсутствия диады мать-дитя, отсутствия или смены значимого близкого «другого» в раннем периоде (от рождения до 1,5-3 лет), эмоциональной холодности объектов, от которых зависит малыш, алкоголизации семьи или других дисфункциональных процессов воспитания.
Часто последствия для психики можно оценить, как КПТСР – комплексное посттравматическое расстройство, природой которого является как правило не одно невротическое проявление или симптом, а довольно сложный внутренний конфликт и/или психосоматические заболевания.
Такая травма может стать причиной, трудно преодолеваемых впоследствии, жизненных затруднений клиента. Работа с интроектами типа «не живи», «не проявляйся», работа по преодолению анакликтической депрессии – одна из длительных и трудных не только для клиента. Высокий уровень недоверия, сформировавшийся в первые годы жизни клиента распространяется не только на все сферы его жизни, но и на отношения клиент – психолог. Такой клиент может разрывать отношения с терапевтом в самый острый момент терапии или при достижении определённого прогресса, по причине давней убеждённости в том, что никто не может сделать ему хорошо, и что всё вокруг происходит не так, как он ожидает. Давно пустившие корни психологические защиты порой не позволяют клиенту перейти на новый уровень в терапии [2].
*если вы чувствуете внутреннее сопротивление в том, чтобы продолжать свою работу с психологом или психотерапевтом и желаете или прекратить терапию, или сменить терапевта на более хорошего, то стоит понимать, что это, конечно не обязательное, но частое для такой ситуации развитие, и то что следует сделать обязательно – это обсудить эти трудности со своим терапевтом.
Более развёрнутое описание всего, что связано с психологическими защитами приглашаю вас прочитать в моей статье «Психологические защиты, как основной механизм защиты и сопротивления психики» – вот ссылка: https://www.b17.ru/blog/defense_mechanisms/
«Анакликтическая депрессия. Без тебя мне не выжить» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/anaclitic_depression/
Как проявляется ранняя «закапсулированная» травма?
Часто травма проявляется отголосками через ретравматизацию. Стоит отметить, что работа с ранней травмой у взрослого человека не может быть быстрой. Слишком глубоко укоренённая, она начинает эхом откликаться то в одной то в другой сложной для психического проживания ситуации и может «отбросить», «откатить» весь процесс терапии до первоначального. Вот почему многим клиентам требуется находиться в «парниковом климате» психологического кабинета достаточно долгое время. В процессе терапии, с течением времени клиент обращается к «ядру травмы» из разных жизненных ситуаций и получает возможность справляться с этим. А главное, что клиент может начать относиться к травмирующим эпизодам своей жизни по-новому. Один из основных терапевтических посылов заключается в том, чтобы пересмотреть, изменить отношение к травмирующему переживанию, потому что само событие изменить невозможно.
Этапы работы со взрослым, получившим детскую психотравму
Первый этап – создание крепкого рабочего альянса. Самое главное условие – это работа в тесном терапевтическом альянсе со своим терапевтом. Доверие человеку, с которым вы решили прожить этот трудный процесс. Доверие необходимо потому, что чем ближе подходит к непосредственному эпизоду травмы и всему с чем это связано, тем выше нагрузка на психику клиента. Часто это доводит уровень психологической душевной боли до максимума и сопротивление психики подсказывает клиенту прекратить этот процесс, потому что он ожидал облегчения, а происходит обратное. Это и есть процесс исцеления. Лекарство не бывает сладким. Так происходит исцеление души. Нельзя прекращать, не советую уходить к другому терапевту, лучше все сложности и неоправданные ожидания от процесса обсудить с текущим терапевтом и сакцентироваться на том, что может облегчить эту боль и рационально отнестись к продолжению процесса.
Второй этап – это правильно распознать свою «инвалидизацию», суметь осознать и принять свои исходные данные и в соответствии с этим постараться позволить себе быть таким, какой ты есть, не сравнивая себя ни с кем. Исследовать себя и понять, как именно и когда модели вашего поведения образовались.
Третий этап – пережить трудные, триггерящие воспоминания, принять все события своей жизни. Здесь важно признать и принять свои «невозможности», ведь изменить их уже невозможно. Почему это важно? Часто травматический эпизод вытесняется из воспоминаний, и до тех пор, пока это вытесняется. Это мешает психике освободиться, постоянно отвлекает вашу психическую энергию на переработку этого переживания. Поэтому единственное что можно сделать – это изменить отношение к этому эпизоду.
В рамках этого этапа терапии важно научиться защищать и поддерживать своего «Внутреннего ребёнка» в особенно стрессовые моменты.
Пространство кабинета психолога или онлайн-сессии с вашим терапевтом дают возможность переживать те сильные чувства, которые раньше было невозможно выдерживать в одиночку. Иногда необходимо переживать их раз за разом, чтобы снизить боль, чтобы научиться в «защищённых» условиях справляться с этим. До тех пор, пока клиент не научится выдерживать ситуации, сопряжённые с сильными, по его ощущению аффектами, и до тех пор, пока его реакции не станут адекватными и не ранящими его самого, до тех пор нельзя говорить о каком-либо прогрессе в работе над травмой и не стоит разрывать терапевтический контакт и прекращать терапию.
Четвёртый этап – помимо обретения самостоятельного навыка справляться с аффектами психики, важно начать работу по постепенной перестройке каркаса внутренних установок, стратегий и защит.
***Хочу отметить, что мне, как автору такой статьи непросто рассуждать абсолютно теоретически и описывать процесс в целом, потому что «лицо травмы» настолько многолико, что практически стопроцентно в практике есть такой случай, где алгоритм работы будет другим. Здесь, как говорится, не предпринимайте самостоятельных попыток во всём этом разобраться и обратитесь к специалисту.
Сегодня информации о феномене детской психотравмы предостаточно. Отчасти потому что на это есть спрос, спровоцированный ростом потребления услуг психологического консультирования и психотерапии. Но главное, почему информация целенаправленно развивалась – это то, что перинатальный период и период детства являются базовыми для формирования адаптационных процессов психики человека и безусловно стартовым на пути к психологическому здоровью.
Как может помочь психолог?
Процесс реабилитации психики стоит пройти вместе со специалистом, которому вы доверяете.
Какой метод подойдёт именно для вас будет понятно только в процессе анализа.
Комплексы психологических защит, которыми обрастает психика травмированного человека, не только искажает восприятие окружающего мира, но и формирует внутренний конфликт, мешающий человеку жить счастливо. А порой, речь идёт о дисфункциональном поведении, разрушающем жизнь человека.
Если вы испытываете жизненные затруднения, не стоит оставаться с этим в одиночестве
Можно обратиться с любым вопросом бесплатно в ЛС, при ссылке на b17 индивидуальная ознакомительная сессия бесплатно.
Приглашаю вас прочитать другие связанные с этой темой статьи. Ниже привожу ссылки на цикл статей о травме:
«Кое-что о психотравмах. Признаки психотравм» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/psicho_trauma/
«Законы травмы и «яйцо травмы» - вот ссылка: https://www.b17.ru/article/eggof_trauma/
«Воронка травмы» и дезадаптивные стратегии совладающего поведения» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/trauma_coping/
«Аннигиляционная травма. Медленное уничтожение себя» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/annihilation_trauma/
«Нарциссическая травма - прекрасные и уязвимые люди» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/narcissistic_injury/
«Трансгенерационная травма или немножко о «контрабанде» травмы» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/transgeneration_trauma/
«Посттравматический сценарий – быть или не быть» – вот ссылка: https://www.b17.ru/article/posttrauma_script/
Также предлагаю вам подписаться на меня, чтобы получать информацию о выходе новых, следующих статей из цикла о травме.
В этой статье я обращалась к источникам уважаемых мной коллег, данные о которых я, с благодарностью, привожу ниже:
1. Maлeйчyк Г. И. «Травма дефицита: дефицитарный клиент», 2024
2. Mлoдик И. Ю. «Ограниченные невозможности. Как жить в этом мире, если ты не такой, как все». «Эксмо», 2019 год.
Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием автора.
Автор: Евгения Александровна Тихонова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru