Здравствуйте друзья!
Продолжу рассказывать вам о русской печи и о её огромном значении в жизни простого народа.
Русская печь для крестьянина - источник света и тепла, на печи спали, в печи готовили еду, стирали бельё, парились и мылись, рожали и лечили детей.
Вот о последнем я сегодня расскажу подробнее.
По народным поверьям, печь - не просто нужный в быту предмет, это очаг, удерживающий грозную мощь огня.
С точки зрения мифологии, печь символизировала женское чрево. Поэтому именно с печью были связаны обряды, направленные на лечение больных детей, особенно младенцев.
Напомню, что детская смертность в середине XIX века была огромной! До 5 лет доживал каждый второй ребёнок. Естественный отбор, выживал сильнейший! Но родителям то как было тяжело - терять одного малыша за другим! Медицины как таковой в деревнях не было, вот и приходилось людям применять народные способы лечения, которые современному человеку покажутся очень странными и даже дикими…
Такие детские болезни, как анемия и атрофия уносили жизни многих младенцев. Начиналась болезнь с плача, затем ребенок переставал расти, чахнул и увядал. В Енисейской губернии родители, заметившие недуг, прибегали к следующему методу: они должны были обмерить тельце ребенка суровой (льняной) ниткой, завязывая узелки после обмера головки, ручек, ножек, корпуса. Утром, как только затопится печь, бросить эту нитку в огонь, шепча: "Как эта нитка горит, так и все хворости пусть у раба Божьего (имя ребёнка) сгорят!"
В Европейской части страны процедура лечения была сложнее. Младенца укладывали на шубу, постеленную вверх шерстью, обрезали по клочку шерсти у головы, ручек и ножек. Затем суровыми нитками измеряли окружность головы и тельца, длину туловища, ручек, ножек. Все складывали в печурку. После этого ребенка мыли водой, в которую опускали три уголька.
Это, конечно, не лечение, а скорее колдовство, и церковь это всё не одобряла! Но что делать, если молитвы и травы не помогают, а ребёнок угасает на глазах?!
В приведенных способах лечения видны отголоски древнего культа растений и животных. Овечья шуба, постеленная мехом вверх, является символом благополучия и богатства, который включают также в свадебную обрядность. Обмер тела ребенка льняной ниткой вводит элемент растительного мира, как символ обновления и процветания. Наконец троичность (три уголька) использовалась как в дохристианской, так и в христианской символике.
Был ещё один древний обряд, связанный с лечением младенцев в печи - «Перепекание ребенка». К нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов.
Совершался обряд следующим образом: утром, когда затапливали печь, призывали бабку. Она брала
младенца, клала его на хлебную лопату и до трех раз подносила лопату к устью печи. (А печь, мы помним, - символ женского чрева! А хлебная лопата - символ мужской составляющей…)
Ниже приведу выдержку из журнала «Этнографическое обозрение» за 1895 год. О том, как проводили данный обряд в конце XIX века в Самарском уезде Симбирской губернии.
«Если у новорожденного ребенка делается худосочие, так называемая собачья старость, то его «перепекают в печи». Ребенка сажают на хлебную лопату и суют в печь, как только из нее вынут хлеб. Одна женщина с улицы спрашивает в окно, ту которая держит лопату:
«Что перепекаешь?» - «Собачью старость».
- Перепекай лучше, чтобы
ее не было!». Разговор повторяется три раза, и три раза сажают
ребенка в печь.
Другой способ лечения собачьей старости состоит в том, что в
теплую печь влезает бабушка, кладет себе на колени ребенка и кутенка
(щенка) и начинает их попеременно парить веником - чтобы болезнь
перешла на животное.»
Данный обряд очень символичен.
Младенца как бы возвращают в материнское чрево (в печь) чтобы он
«родился» заново. Одновременно с этим могли сжигать одежду малыша, что означало «сжигание» его болезни.
Интересные особенности обряда «Перепекание ребенка» в селе
Беловолжское и в городе Чебоксары Казанской губернии приводит
этнограф Василий Константинович Магницкий:
«Положив ребенка на разсученный слой теста, разостланный на хлебной лопате, накрывают его сверху другим таким же слоем и, защипав края в виде пирога, с отверстием для рта, до 3 раз
просовывают младенца в печь, поверх горящих углей, причем бабка
приговаривает: «Излечиваю ребенка от худосочия. Выходи худосочие.»
Затем, призвав собаку, сбрасывают ребенка с лопаты сквозь хомут к
порогу, где собака съедает покрывавшее ребенка тесто.»
Помогало это всё или нет- тут уж судить не берусь! Статистику по этому вопросу никто не вёл!
Спасибо за внимание! Буду рада вас видеть на своём канале!