В СССР все прекрасно знали, что если кому повезёт снятся у великого Гайдая даже в самой крошечной роли, то назавтра он проснётся знаменитым и всенародно обожаемым.
Но характер у режиссёра был далеко не подарок и работать с ним было ох как непросто. Мало кто из актёров позволял себе поспорить с ним, а если и решался, то доходило до серьёзных перепалок. Гайдай превыше всего ставил собственное видение, как конкретной сцены, так и всего фильма в целом.
Все должны были ему беспрекословно подчиняться. А бунтовщики, пытающиеся что-то ему доказать, могли больше в его проектах и не появиться. И когда на одной съёмочной площадке «Бриллиантовой руки» режиссер встретился с глыбой советского кино Нонной Мордюковой, славившейся крутым нравом, все ждали бури.
Возможно вы не знаете, что худ.совет киностудии при просмотре черновой версии фильма, настоятельно советовал Гайдаю существенно сократить роль управдомши в исполнении Мордюковой. Были и такие, которые советовали и вовсе эту роль из фильма убрать. Но роль удалось отстоять почти в полном объёме и мы до сих пор можем смеяться над этими легендарными фразами, которые сразу после премьеры ушли в народ.
Уверенна, что вы помните эти великолепные изречения: «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «А если не будут брать — отключим газ», «Все эти годы он маскировался под порядочного человека».или «Может, там собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека»
Удивительно, что Гайдай вообще стал снимать Нонну Мордюкову в этой роли, на пробах, она ему не понравилась. Гайдай не увидел в ней комедийного потенциала. И только посмотрев «Женитьбу Бальзаминова», он дал актрисе шанс. И не прогадал. Сегодня даже представить сложно, что эту роль могла сыграть Людмила Шагалова, Ия Савина или Нина Гребешкова, которые пробовались на эту роль.
Нина Гребешкова сыграла в картине жену Горбункова в исполнении Юрия Никулина. Сыграла так хорошо, что многие зрители думали, что они с Никулиным и в жизни женаты.
Все знали, Леонид Иович был нетерпим и злопамятен. Например, Наталье Варлей и Светлане Светличной он не позволил даже озвучить свои роли.
Властная и упрямая Нонна никак не хотела уступать режиссеру. У неё тоже было своё видение роли. Она делала её со своей соседки по общежитию. И очень хотела подчеркнуть определенные черты, которые бесили её в юности. Поэтому они постоянно конфликтовали с Гайдаем. Режиссёр был очень вспыльчив, быстро заводился, гневался страшно на Мордюковское непослушание, но справиться с ней не мог. И вот однажды, она так довела режиссёра, что он решил отомстить.
Он придумал своё ругательство «мордюк» и вставил его в фильм. Думаю вы помните эти непереводимые выражения на выдуманном языке, когда контрабандисты ругаются между собой, когда узнают, что засунули бриллианты не в ту руку, какую надо. «Черт побери, черт побери! Хэрок эскусто бэн шлак мордюк! Хэрок эскусс мордюк, тобиш нак!»
Знала ли Нонна Мордюкова об этом и как отреагировала, доподлинно не известно, но в «чёрный список» Гайдая она попала.
Но сейчас это уже не столь важно. Главное, что нам осталось это великое произведение. И Нонна Викторовна внесла свою лепту в то, что этот фильм горячо любим многими поколениями зрителей.