Итак, вернёмся к Земфире – на мой взгляд, Пушкин создал очень интересный характер. В какой-то момент может создаться впечатление просто легкомысленной бабочки, порхающей по жизни и не знающей подлинного чувств. Кажется, именно о том скажет её отец, сравнивая чувство любви её и Алеко:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
И дальше будет знаменитый монолог о «вольной луне», которая «на всю природу мимоходом равно сиянье льёт»:
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?
Однако вспомним, как появится в таборе Алеко: его приведёт именно Земфира, так объясняющая свой поступок:
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Но я ему подругой буду.
Она готова помочь человеку, по какой-то причине выброшенному из жизни. Очень важны её слова:
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на́ ночь зазвала.
Алеко, оказавшемуся «в пустыне», предложен гостеприимный дом, уютный ночлег, нежные объятия красавицы…
Земфира совершенно искренне будет недоумевать, что Алеко выбрал её, а не тех красавиц, которых знал прежде («Уборы дев там так богаты!..»)
Почему же вдруг прошла её любовь? Пушкин не даёт точного ответа. Мы знаем, что «горестная и трудная» любовь Алеко осталась прежней (к нему никак не подходит печоринское «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни»), «охладела» именно она. Наверное, мы вступаем в область догадок и фантазий, но всё же…
Алеко будет вспоминать дни счастья:
Как часто милым лепетаньем
Иль упоительным лобзаньем
Мою задумчивость она
В минуту разогнать умела!..
А она? Отцу она скажет о муже в ответ на слова «Ты для него дороже мира»:
Его любовь постыла мне.
Мне скучно; сердце воли просит.
Мне думается, что любовь мужа, требующая от неё полной самоотдачи, подчинения, способности раствориться в его желаниях и страстях, - не для Земфиры, привыкшей «к резвой воле». В своей дерзкой песне она скажет о том, другом, кого любит:
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Её пугают тяжёлые сны Алеко, его «хриплый стон и скрежет ярый!.. Как ужасно!..» Она попытается ещё что-то объяснить мужу:
Какой-то дух тебя томил;
Во сне душа твоя терпела
Мученья; ты меня страшил:
Ты, сонный, скрежетал зубами
И звал меня.
Узнав, что он «видел страшные мечты» («Словарь языка Пушкина» пояснит нам, что слово «мечта» здесь имеет значение «Сновидение, видение, призрак»), она попытается его успокоить («Не верь лукавым сновиденьям»), но услышит в ответ:
Ах, я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.
Тяжёлая, мучительная любовь Алеко не приносит ей счастья.
Естественно, невольно возникнет вопрос: а способна ли она вообще любить? И вот тут, конечно же, нужно вспомнить сцену гибели её и влюблённого цыгана.
Увидев мужа, услышав его издевательское
Проснулся я.
Куда вы! не спешите оба;
Вам хорошо и здесь у гроба, - Земфира будет думать не о себе: «Мой друг, беги, беги...» Она ещё попытается спасти любимого:
Алеко, ты убьёшь его!
Взгляни: ты весь обрызган кровью!
О, что ты сделал?
А затем бросит убийце своё обвинение:
Нет, полно, не боюсь тебя! —
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю...
И её знаменитое «Умру любя...», думается мне, лучше всего показывает силу характера и самоотверженность.
Да, она не верна мужу, возможно, даже, с точки зрения строгой морали, преступна, но, в отличие от Алеко, абсолютно лишена эгоистичности и способна думать не только о своей свободе…
В статье использованы иллюстрации К.А.Клементьевой
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь