Мы продолжаем разбирать основные проблемы нарушения звукопроизношения, с которыми сталкивается любой логопед. Сегодня речь пойдет о мышечной гипотонии (гипотонус мышц артикуляционного аппарата).
В этой задаче нам поможет разобраться эксперт Федеративной Академии Дополнительного Образования, логопед-дефектолог Людмила Коновалова. Наша Академия выпускает специалистов по программам профессиональной переподготовки по логопедии и педагогике, а также по дошкольной педагогике. Все наши курсы разработаны совместно с МПГУ - ведущим педагогическим вузом России. Продолжим нашу тему.
Знакомство с профессией на бесплатном курсе "Введение в логопедию"
https://clck.ru/3Bxvwr
Увы, коллеги, нет однозначного ответа с каким нарушением мышечного тонуса проще работать. Здесь все зависит от темперамента педагога. Например, практике нашего эксперта, отмечает Людмила, легче работать с перенапряженной мышцей и ребенком, который дольше двух секунд на месте усидеть не может.
Случай из практики. Однажды пришел ученик.
Медленно, с трудом открывалась дверь кабинета. Через значительное время появился сам ребенок, с трудом передвигая ноги он дошел до стола (3м пространства) и буквально рухнул на стул. Он даже не стал руки на поверхность стола поднимать, просто положил голову и устало закрыл глаза. Что называется «не успели начать, уже закончили». Мимика у ребенка отсутствовала, уголки губ кривились вниз, рот был полуоткрыт, губа отвисала, веки ребенка были опущены - лицо маленького старичка. Функции дыхания и глотания были нарушены. Мы ставили звуки, учились дышать, глотать и говорить. Работа шла медленно, эмоционально тяжело, но с регулярной динамикой. Каждое движение, каждая артикуляционная поза была большой победой маленького человека.
Как мы с вами видим, мышечная гипотония имеет ряд проявлений:
1. Быстрая утомляемость мышц! Этот пункт крайне важно учитывать в своей работе.
2. Быстрое угасание физической активности
3. Долгий период включения мышцы в работу
4. Повышенная саливация
5. Вегетативные нарушения
6. Повышенная подвижность в суставах
7. Дряблые, вялые мышцы
Причины появления мышечной гипотонии могут быть различны:
1. Асфиксия во время беременности или родов
2. Поражение спинного мозга
3. Поражение головного мозга
4. Поражение периферических нервов
5. Интоксикация
6. Повреждение мышц
7. Нарушение обмена веществ
8. Генетические заболевания
9. ДЦП.
Логопеду важно помнить, что при мышечной гипотонии у детей снижена реакция сопротивления пассивным движениям! Часто, уже на занятии, мы тратим много времени на данные упражнения.
У детей с мышечной гипотонией наблюдается задержка психомоторного развития, отставание в речевом развитии, множественные нарушения звукопроизношения.
Что увидит логопед при гипотонусе:
1. Вялый, неповоротливый язык
2. Амимичность лица
3. Слюнотечение
4. Губы не участвуют в артикуляции
5. Кончик языка не выражен
6. Щеки ребенок не надувает
7. Сложно удержать артикуляционную позу
8. Сложности в переключении артикуляции. Речь ребенка растянута, быстро угасает.
9. Слабый речевой выдох
10. Слабый голос
Уверены, что мы уже поняли направление коррекционной помощи при данном нарушении. Наша задача, работа с тонусом мышц артикуляционного аппарата.
• Консультация врача невролога при данной патологии обязательна.
• Логопед должен подобрать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для ребенка, обучить родителей как правильно выполнять упражнения дома. Артикуляционную гимнастику ребенок должен делать каждый день. Если ребенку сложно, то мы разбиваем выполнение упражнений в течение дня на несколько серий.
• Упражнения для автоматизации звуков, также должны выполняться каждый день.
• Логопедический массаж.
• Используйте элементы логопедического массажа перед тем, как приступить к работе по постановке звука, т.к ребенок во время логопедической гимнастики может сильно устать и работу со звуком придется немного отложить.
• На занятии обязательно создавайте благоприятную психо-эмоциональную обстановку.
Мы уверены, что у вас все получится. А мы всегда рады вам помочь на наших курсах и в Клубе для педагогов, логопедов и родителей. Наш клуб это уникальное комьюнити, где каждый день наши эксперты отвечают на самые важные вопросы слушателей Академии и участников клуба.
Вот некоторые из них:
«Здравствуйте, подскажите пожалуйста, с чего начинать занятия с ребенком с таким диагнозом: недоразвитие речи системного характера 1 ур., моторная алалия. Спасибо!»
«Здравствуйте, а диагноз ЗПР лечится?»
«Здравствуйте, подскажите пожалуйста , какие должны быть в уголке логопеда, плакаты, рекомендации для родителей, может кто поделится фотографиями своих уголков ? Буду рада советам. Спасибо!»
Вопросов действительно всегда много и мы готовы помочь вам с ними в нашем клубе для логопедов, педагогов и родителей. Присоединяйтесь. Вход в клуб здесь. А также на забывайте подписываться на наш канал в Дзен. В наших постах только для подписчиков мы публикуем полезный контент.
Посмотреть программы профессиональной подготовки https://clck.ru/3D4qVD