Прошедшее 1 сентября навеяло воспоминания о моём первом «университете», по оказываемому влиянию на молодого человека «школа» не уступает «университету». «Третья» считалась в моей юности «престижной школой», по составу учителей, хотя располагалась в старом двухэтажном здании довоенной постройки, оно пережило войну.
Но школа была уютной, строилась как учебное заведение, с небольшим актовым залом. Ее украшением был довольно большой школьный двор, с баскетбольными площадками и сквером, сейчас на его месте стоит отель «Континенталь».
Сама школа располагалась в глубине этого сквера-школьного двора, рядом со Смоленским собором, была отгорожена от него деревянным старым забором. Из окон школы на втором этаже собор, с пустыми глазницами-окнами, с бурьяном на красных кирпичных стенах, казался пришельцем из другого мира, неизвестного нам, как-то задержавшимся на этом свете. Он был за окном, но мы ничего не знали об этом «пришельце», нам не рассказывали, и только с удивлением глядели на его осыпающиеся стены. В соборе были какие-то склады, иногда к нему подъезжали грузовые машины.
Смоленский собор был построен в честь знамения в 1703 году от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы. «С 14 на 15 октября (с 1 на 2 октября по новому стилю. - В.К.) 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских восточных воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча», - можно прочитать на сайте Смоленского собора.
«В 1703 году на месте этого события была построена часовня, в 1705 году - деревянная церковь, в 1727 году заложен каменный собор. Первый этаж собора был освящён в 1747 году, второй— в 1763 году. В 1980 годах Смоленский собор восстановили под органный зал, в 1991 году храм вернули верующим». И сегодня он украшает собою Белгород.
Когда в 1974 году Смоленский собор решили снести, во второй раз, и взорвали первые заряды под его стенами, он устоял, а фундамент третьей школы дрогнул, по её стенам пошли глубокие трещины. Военные сказали, что нужно увеличить мощность зарядов, а строители сказали, что тогда рухнет и школа, и Смоленский собор оставили в покое. Наверное, в этом было главное историческое предназначение третьей школы — спасти собою Смоленский собор. Спасла собор — и позже её снесли за ветхостью.
Сейчас на месте третьей школы — асфальтированная площадка, парковка для машин МФЦ. От школы остался только пристрой — спортивный зал, сейчас его пристроили к строительному колледжу, бывшему техникуму, бывшей Городской управе Белгорода, до 1917 года, но и сегодня красивейшему зданию в Белгороде, от которого веет строгим классицизмом той далёкой эпохи.
...Такие были времена, такие были наши руководители... И сейчас среди нас есть их последователи, не понимающие значения векового культурного наследия страны, меряющие всё сегодняшним днём, его утилитарной пользой. Хлопающие пустыми глазами, своими «правами», задающие «простые» вопросы: зачем в России было столько церквей? Затем, что чем глубже корни дерева, тем большую бурю оно выдержит, а ежели корни коротенькие, то вывернет и сильный порыв ветра.
Все счастливые времена по-своему несчастны. Детство — всегда счастливая, золотая пора, чем дальше, тем больше, а несчастные его эпизоды понимаешь позже, и только умом: мы росли Иванами, не помнящими родства своего.
Но в детстве остались мои учителя, до сих пор помню образы директора школы, кажется, Чаплыгина, седого представительного старика, строгого учителя химии Василия Ивановича Середу, и своего, как оказалось, главного учителя, преподавателя русского языка и литературы Римму Сергеевну Кожевникову, как она говорила о литературе, о Пушкине, с какой любовью. Помню и свои первые школьные драки, и первую глупую влюблённость, какое же детство без них...
Моя родная школа,
Моя родная школа
Стояла у Смоленского
Собора...
Учил нас Вася Хлор
И Римма-Прима,
А сторож Фантомас
Зачем-то нас гонял
Всегда по вечерам.
Ах, детство,
Пора золотая,
И моя любовь,
Курносая смешная...
Нам церковь без крестов
Смотрела в окна,
Как Римский Колизей
Из древности далёкой.
А мы не замечали
Её печали,
И на переменках
Громко кричали...
Отель "Континенталь"
Стоит на моём детстве,
И в этом отеле
Совсем другие песни...
А собор восстал с руин,
Вокруг которых я бродил,
Когда был глуп,
Когда был мал,
И по-мальчишески
Любил, страдал
И умирал, и воскресал!..
Ах, детство,
Моё золотое,
Никогда не будет
Больше такого!..
Ё моё
Виктор Каменев
06.09.2024
#белгород#история_белгорода#краеведение#стихи#ё_моё