Фрагмент статьи предоставлен для ознакомления. Помощь в написании научных статей. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Аннотация: в статье рассматриваются перспективы правового регулирования в транспортной сфере. Пристальное внимание уделено автотранспортной деятельности. В результате исследования сформулирован круг основных задач государственного регулирования автотранспортной отрасли в РФ. Определена необходимость сочетания государственного регулирования автотранспортной деятельностью и саморегулирования на современном этапе.
Ключевые слова: транспорт, автомобильный транспорт, государственное регулирование, транспортная система, транспортная деятельность, автотранспортная деятельность, саморегулирование.
Транспортная система РФ выступает объектом, который требует повышенного внимания как со стороны контролирующих транспортную сферу органов государственной власти, так и собственников объектов транспортной инфраструктуры. Важность магистралей и путей сообщения, как и объектов транспортной инфраструктуры для РФ обусловлена высокой значимостью ее для дальнейшего социально-экономического развития нашего государства, а также большими инвестициями, направляемыми в эту сферу (по расчетам различных экспертов сумма колеблется от 10 до 12 трлн. рублей) [1, С. 40].
Необходимо отметить, что сам по себе транспортный комплекс в РФ по видовому составу очень разнообразен. Наиболее перспективен для изучения автомобильный транспорт, в связи с тем, что он обладает наибольшей приближенностью к человеку, а соответствующая транспортная система – способностью к саморегулированию. Однако, современное состояние автомобильных дорог в России определенно не обеспечивает увеличения скоростей доставки грузов, их целостности, товарного вида, уменьшения числа и тяжести ДТП [2, С. 14].
Цель настоящей статьи исследовать вопросы, связанные с перспективами регулирования автотранспортной деятельности в РФ, так как в условиях введенных в отношении нашей страны санкций именно развитие транспортно-экспедиторской деятельности в плане организации доставок европейских товаров – является одним из главных препятствий на пути дальнейшего развития отечественных предприятий и экономики в целом.
В России на долю автомобильного транспорта приходится около 80 % общего объема перевозок грузов, а на долю троллейбусного, трамвайного и автобусного транспорта – более 90 % общего объема перевозок пассажиров. Доля малых предприятий и ИП в общем объеме автотранспортных услуг как общего, так и грузового автомобильного транспорта превышает 50 % [7, С. 47]. В настоящее время на практике для обеспечения качественного транспортно-экспедиторского обслуживания грузовладельцев, транспортно-экспедиторские предприятия осуществляют в современных условиях переход на договорную работу, создают паспорта клиентов по видам и объемам перевозок грузов и определяют их взаимоотношения с перевозчиками. Все это обеспечивает эффективную работу транспортно-экспедиторского предприятия, повышает уровень конкурентоспособности на рынке и решает ряд проблем, таких как прогнозирование рыночных ситуаций, выбор оптимальной стратегии обслуживания с учетом поведения потребителей транспортной продукции в условиях конкурентной борьбы на рынке и т.д. [3, С. 154].
В современной России, к 2022 году автотранспортная деятельность фактически давно представляет собой естественно сложившуюся монополию. В связи с чем, вопрос регулирования вызывает особую актуальность, так как в отсутствие государственного регулирования этим видом транспортной деятельности возникают существенные барьеры для ее развития. Это особенно важно и в плане недобросовестной конкуренции, которая при избытке транспортных средств у компаний перевозчиков способна повлечь за собой "замораживание" капитала и сокращение объемов инвестиций.
Замысел отечественного законодателя о том, что СРО будут осуществлять контроль с привлечением к дисциплинарной ответственности недобросовестных членов, что должно было повысить ответственность компаний перед своими контрагентами и третьими лицами, а членство в составе СРО выступать гарантией добросовестности и высокого предпринимательского статуса предприятия – также не оправдался.
Планируемый повышенный организационно-правовой статус предприятия в составе СРО, свидетельствующий о более серьезной роли компании как делового партнера на рынке и наложение на государство в лице его соответствующих органов обязанности вести диалог в руководством СРО, чем, например, индивидуального предпринимателя выступающего по отдельности в целом, не привлекло внимание большинства российских малых предприятий и ИП, занимающихся предпринимательством, в том числе в области автотранспортной деятельности.
Главным преимуществом государственного регулирования автотранспортной деятельности является симбиоз правовых, финансовых (экономических) административных методов воздействия на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в транспортной сфере в долгосрочном и краткосрочном временном интервале. Кроме того, наличие у федеральных органов государственной власти организационного механизма управления позволяет реализовывать на практике координирующую и корректирующую функции.
Осуществление государственного регулирования организацией автотранспортной деятельности в Российской Федерации на практике реализуется в различных формах. В частности, применяется государственное регулирование начала или прекращения деятельности автотранспортных компаний посредством ограничения им доступа к осуществлению перевозок на территории определенного субъекта РФ либо ограничение необходимого размера уставного капитала для допуска к осуществлению ими предпринимательской деятельности в области пассажирских автотранспортных перевозок и т.д. [4, С. 28].