Как просто пользоваться тем, что уже сделали до тебя и для тебя – всеми теми многочисленными благами, которые сотворили люди когда-то. Все это – продукты созидания. И имею в виду, конечно, вещи и явления, которые приносят пользу и идут на благо человека. Но, к сожалению, люди далеко не всегда творят созидание – разрушение идет рука об руку с ним.
Я всегда говорю детям, что ломать гораздо проще, чем сделать. Сломать и разрушить может любой, здесь не надо много ума, и это, зачастую – плод агрессии и внутреннего неблагополучия. Но не об этом речь. Гораздо сложнее, а вместе с тем и интереснее – создать. Творчество и развитие, начало и продолжение полезного дела, пробы и ошибки, строительство и конструирование – это все созидание, которое так важно для того, чтобы человек чувствовал себя важным и приносящим пользу.
Любой человек может создавать. Более того – ничего в своей жизни не создав, человек просто будет забыт и ничего от него не останется в дальнейшем. Мысль о том, что важно жить исключительно для себя – это ни о чем. Для себя – это хорошо, но этого мало. Что-то создать, внести свой вклад в развитие, пусть даже своего окружающего пространства, это уже большое дело.
Любые творческие начинания надо подкреплять в детях, взращивать и развивать. Это могут быть не только проявления интереса к искусству, вовсе не обязательно – любые созидательные стремления – от интереса к тому, как устроен тот или иной механизм до тяги к сочинительству – это все предпосылки созидания. Тот мальчик, который интересуется механизмами, при соответствующем подкреплении, может стать выдающимся инженером, а та девочка, которая любит придумывать истории – известной детской писательницей.
Созидание – основа развития. Все начинается с интереса, его и надо на первых порах подкреплять. На мой взгляд – это одна из основных задач воспитания. Родителям надо замечать и взращивать начинающие зарождаться способности детей к построению нового, их творческие задатки. Даже на первый взгляд то, что кажется лишь блажью и вредительством (поломка машинки, например) может быть основой интереса (что там внутри). Важно повернуть и направить интерес ребенка с разрушения на создание – стремление ломать на стремление узнать о работе механизма (при поддержке взрослых).
В более глобальном плане желание что-то сотворить своими руками, своими умениями и навыками, сконструировать или придумать, разработать или составить – это всегда выход на новый уровень. Так становятся мастерами в своем деле. Их не так уж и много в действительности. Потому что не каждый способен постоянно тренироваться, оттачивать мастерство, не каждый хочет учиться и развиваться и создавать новое.
Истинное творчество, оно, может и основывается на предыдущем опыте, но всегда привносит что-то свое, новое, до этого неизвестное, а главное то, что будет служить людям на благо и радовать их. Все великие художники, писатели, изобретатели, инженеры, проектировщики и т.д. всегда создавали новое, то, что впоследствии служило другим людям, то, чем мы пользуемся до сих пор.
Когда речь идет о созидании, это далеко не значит, что мы говорим только о великих гениях, нет – каждый в своем собственном доме уже может созидать. Любое творчество, рукоделие, умение что-то делать на высоком уровне (готовить, играть на инструменте, умело и в срок выполнять свои обязанности) – это все созидание, это все направлено на развитие и это все делает человека лучше. А воспитание детей – это ли не творчество и не созидание? Ежедневный вклад в детей посредством общения, разговоров, обсуждений и бытового взаимодействия – это созидание, конечно, если оно есть и оно качественное. Если родители не знают, чем их ребенок сегодня занимался, а самое главное – не хотят знать, то созидания тут нет.
Создавать и строить – это, как правило, долго и сложно. Сломать то, что делалось годами, очень легко и гораздо быстрее. Не каждый способен развиваться и перестраивать мир под себя, изменяя его к лучшему. Для многих это слишком утомительный путь, и они не придумывают ничего лучше, чем обесценивать вклад других людей, тем самым ломая и разрушая лучшие начинания. Но я призываю не обращать внимания на таких, а следовать тому пути, который для вас является верным. Люди, которые стремятся сломать, разбить то, что делали другие, просто сквозят болью за то, что сами не могут ничего сделать, потому что сами себе противны, и хотят, чтобы так же, как и им, было плохо другим. Таких остается только пожалеть.
Стремление к развитию свойственно всем людям. Ведь без развития нет и будущего. Каждый, кто делает что-то полезное, строит и создает, заслуживает уважения. И пусть эти люди и дальше продолжают свой творческий путь, если бы не было таких, то мы бы не знали ни произведений искусства, ни чудес инженерии и конструирования, да много чего еще. Пусть творчеству и созиданию всегда будет достойное место в нашей жизни.
Спасибо за внимание!