Необычные мины использовали советские партизаны в годы Великой Отечественной войны. Их называли угольными. Взрывное устройство было похоже на каменный уголь и при этом состояло только из кусков тротила. Угольные мины не содержали никаких дополнительных устройств: детонаторов, корпусов, и каких-либо надписей, и были из-за этого очень просты в производстве и необычайно результативны. Понятное дело, что ими выводились из строя в основном немецкие паровозы.
Вообще, впервые такие мины стали делать и использовать ещё в годы Гражданской войны в Америке. Тогда «южане» подбрасывали покрашенный в чёрный цвет тротил в уголь, предназначенный для пароходов «северян», и тем самым выводили их из строя. Видать советские партизаны либо знали эту историю, либо это, как велосипед – из-за того, что идея лежит на поверхности, то и изобретается каждый раз по-новому.
Хоть производство угольных мин и было простым, но оно одновременно с этим было и опасным. Как правило, партизаны добывали тротил из артиллерийских снарядов, которые находили на местах боёв или отбивали у немцев. Тротил сложно было извлечь из снаряда в полевых условиях, и поэтому его приходилось выплавлять. Для этого снаряд разбирался и обезвреживался, путём извлекания из него взрывателя. Потом кипятилась в бочке вода с уже помещёнными в неё снарядами. Дело в том, что тротил плавился при температуре в 80 градусов, но опасность была в его перегреве. При температуре в 290 градусов он взрывался. Поэтому и использовали промежуточным звеном воду, которую нельзя нагреть более 100 градусов по Цельсию.
К тому же, тротил взрывался от любой искры, а так, как огонь нагревающий бочку находился рядом, то от партизан требовался высокий уровень осторожности и высокая квалификация. Как правило, выплавляли тротил в безветренную погоду и делали это люди со стальными нервами.
Полученный таким образом тротил в основном использовался для изготовления обычных мин со взрывателями и во вторую очередь шёл на производство угольных. Тротилу придавалась нужная форма, чтобы он был похож на кусок угля, но он получался коричневого цвета. Партизаны, как правило, не красили данные мины, а просто перемешивали тротил с угольной крошкой и он сам, пачкаясь, принимал нужный цвет.
Потом угольные мины подбрасывали либо на станции в кучу угля, где он хранился, либо прямо в тендер – это специальный вагон, который крепился к паровозу, и в котором хранилась вода, масло и уголь. Ну а дальше, сам машинист или его помощник, забрасывал мину вместе с углём в топку паровоза и она взрывалась. Конечно, такая мина из-за малого размера не уничтожала паровоз целиком, но она наносила ему существенные повреждения, после которых он надолго вставал на ремонт.
Например, раньше и чаще остальных стали использовать угольные мины партизаны Оршанского района в Белоруссии. Командир диверсионного отряда Константин Заслонов легализовался и поступил на службу к немцам в паровозное депо в Орше, где создал подпольную группу. За три месяца железнодорожники угольными минами вывели из строя 93 немецких паровоза и привели в негодность сотни вагонов и цистерн.
Угольные мины имели большие плюсы по сравнению с другими средствами диверсионных действий. Они были просты в производстве и применении: их было проще использовать, они были малозаметными и не определялись миноискателями. У данных взрывных устройств был достаточно высокий объём причиняемого ущерба.
Но у угольных мин, как и у любого оружия, были и свои минусы и ограничения: сложно их обнаруживать и обезвреживать было не только немецким сапёрам, но и советским. Так же у этих мин была низкая стойкость к внешним воздействиям: она могла рассыпаться от долгого нахождения под солнцем, дождём и механических ударов. Третий минус был в том, что практически невозможно было зафиксировать сам момент подрыва.
В общем и целом, использование угольных мин оказалось простым, очень оригинальным и крайне действенным способом борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.