Вторая история, которую рассказал мне Виктор Павлович уже лично, была не менее захватывающей и интересной, а может и превосходила первую. Она вполне могла бы сойти за байку неопытного туриста, но Виктор Павлович до того, как стать учителем, в молодости отдал шесть лет геологоразведке, да и в школе потом вёл географию и природоведение. То есть вполне связанные с предыдущей работой предметы. То, что он поведал мне вполне можно допустить и объяснить, правда с некоторой натяжкой. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, в начале восьмидесятых годов прошлого века он, будучи студентом- практикантом, попал в геологоразведочную партию, исследующую сибирские недра в бескрайней тайге методом гравиметрии. Кажется, было лето 1981 года. Что там они точно искали – неизвестно, студент в основном таскал полезный скарб и приборы за старшими товарищами. Он и остальные практиканты переговаривались между собой, что ищут золото, поскольку кроме геологов в партии присутствовали два вооруженных человека из спецслужб. С пистолетами в кобурах. Держались они особняком, за всеми зорко следили. Пятеро геологов также были с ружьями. При отряде из пятнадцати человек (тринадцать мужчин и две девушки) был проводник из местных, имени которого толком никто выговорить не мог, поэтому звали его просто Николаем.
Маршрут был сложным, лесистые горы хоть и не были высокими, но постоянные подъемы и спуски изрядно выматывали. Оборудование и провизию тащили на себе, так как там, где пролегал их путь, можно было пробраться только пешком. Спасало то, что особой жары не было, температура не поднималась выше двадцати шести градусов. Периодически в низинах одолевала мошка, но от неё спасали плотная одежда с резинками на штанах и рукавах, и накомарники. Около людей, упорно идущих вперёд, шастали и медведи, и волки, в надежде полакомиться объедками, а то и зазевавшимся специалистом. Но особой агрессии не проявляли, звериным мозгом сообразив, что встреча с вооруженными геологами может плачевно закончиться.
— Как оказалось, мошка, дикие звери и труднопроходимые места были не главной угрозой экспедиции, — постоянно приговаривал Виктор Павлович и задумчиво разглядывал свою кружку с чаем, припоминая события давних лет.
Через неделю экспедиция, порядком уставшая, но уже выполнившая часть работ, вышла к безлюдной деревне, состоящей всего из восьми полуразрушенных домиков. Вначале устроили привал, потом, поскольку начало темнеть, решили остановиться на ночевку.
Николай, предвосхищая вопросы про деревню, поторопился всем рассказать, что это бывшее поселение золотоискателей, которое после войны было построено для разработки золотоносной жилы. Просуществовало оно недолго, так как жила иссякла и народ переместился в другие, более богатые места. Подумав, проводник добавил, что у местных есть легенда о том, что была ещё одна причина, заставившая золотодобытчиков убраться из этих мест. Будто бы пропали у них несколько человек, один за другим, и поиски их ничего не дали. Тогда у работников миф возник, что их выживает отсюда, спрятав от людей золото и похищая их, лесная нечисть, которая к тому же прячется в частично обвалившихся заброшенных шахтах и возле которых поселение и располагалось.
На вопрос: «Как же так, ведь на таких мероприятиях люди от партии были, ни в какую нечисть неверующие?», Николай лишь усмехнулся и сказал, что половина была набрана из местных, а та часть, которая не верила ни в бога, ни в чёрта, быстро растеряла свои принципы. Про какую конкретно мифическую сущность шла речь в байках аборигенов не было ничего конкретного. Обобщённо угрозу называли Чёрными, по описанию одного сошедшего с ума от страха охотника, который якобы встретился со злыми духами в лесу. Ну да тот, конечно, мог и приврать. Много ли веры такому человеку?
В экспедиции, в которой состоял Николай, подобный рассказ проводника ничего, кроме смеха вызвать не смог. Народ, расположившийся на отдых, шутил, что люди из брошенного поселения ещё не до конца избавились от предрассудков, и вообще удобно любые неприятности списать на нечистую силу.
Стали устраиваться на ночлег, разбили лагерь плотной группкой палаток между заброшенных жилищ. С колодцем не повезло, его отыскали, но запах от воды шёл такой, что ней даже руки помыть не рискнули, не то, что пить. Без воды лагерь был такой себе, нужно было отыскать ручей; и помыться немного, и еду приготовить, и пополнить запасы. Поэтому пока основной отряд устраивался на ночлег, двое геологов отправились немного дальше.
Им повезло, они в лесу почти сразу наткнулись на ручей, всего-то метрах в трёхстах от деревни. Причём вышли на ручей по едва заметной, давно нехоженой тропинке. Ещё удивлялись, как она не заросла полностью за столько-то лет.
Как раньше говорилось, в отряде были две молодые девушки, которым были поручены обязанности поваров. Вот им вернувшиеся с разведки и принесли радостную весть, что водный источник обнаружен и проблема решена. Пока мужчины занимались добычей дров, укрепляли палатки и даже быстренько построили навес для имущества, девушки ходили к ручью и обратно, таская воду для приготовления пищи. Шум, гам, костры, голоса людей — никакой дикий зверь и носу близко к лагерю не казал. Да и в последний раз крупных животных видели сутки назад. А с приближением к деревне показалось, что мелкая живность пропала вовсе. Будто избегала этого места.
Наконец ужин был готов, хорошо душевно посидели. Поорали песни под гитару, даже немножко выпили. По сто грамм, больше строгий начальник не позволил. Ну, мужчины поели и на боковую, а девушки отправились посуду помыть и воды наутро принести, прихватив с собой одного из студентов в помощь. Он к ним вдобавок неровно дышал, чем те и воспользовались, заставив поработать. Ушли они к ручью, гремя посудой и весело переговариваясь. Должны были вернуться через полчаса. Но не вернулись.
Первым тревогу поднял проводник, доложивший начальнику о пропавших и о том, что он дошел до ручья, но увидел только брошенную посуду и примятую траву. Начальник отряда всех поставил на уши. Геологи и спецслужбисты два часа искали девушек и студента, светили фонарями, кричали, но всё безрезультатно. Вернулись к ручью, нашли передник одной из девушек, а на нём — кровь, много крови. Несмотря на спустившуюся на местность ночь, нашлись и едва заметные чужие следы, уходящие в чащу.
— Следы были странные, — нахмурившись сказал Виктор Павлович, поглядывая на мою реакцию, и видя, что я слушаю его с открытым ртом, продолжил:
— С одной стороны, следы как бы и человеческие, но крупнее раза в два и пальцы на них не прорисовывались. Я сам те следы видел. Ни до, ни после такие не попадались. Следов схватки тоже не было, кроме того, окровавленного передника. Только под деревьями, там, где были эти следы нашли непонятные маленькие ямки, будто кто-то палку втыкал, выжидая. На этом поиски были прекращены до рассвета, чтобы не потерять в добавок ещё кого-нибудь. В лагерь на ночёвку возвращались в мрачном расположении духа. Ещё бы, три человека пропало. Это же ЧП областного масштаба! Если не найдут, то полетят головы с плеч начальства, никому мало не покажется.
Доложили по радиостанции куда следует, нам обещали помощь только через два дня, до тех пор было велено приостановить геологоразведку и вести поиски пропавших. До ближайшей цивилизации километров двести, а тут даже вертолёту негде было сесть. Нужно было подготовить площадку, а это как минимум полдня. Это нам всё рассказал начальник экспедиции. Бледный он весь был, лица на нём не было.
До рассвета так никто толком и не уснул. Даже часовых выставлять не пришлось. Утром проводник, особист и я отправились к ручью за водой, по одному уже не перемещались. Николай и спецслужбист шли впереди, я топал с флягами чуть приотстав, сонно позёвывая. Еле ноги передвигал, сказывалось ночное напряжение и то, что толком не отдохнул.
Как я заметил мимолетное движение в таком состоянии, ума не приложу. Но углядел, как чёрная тень метнулась к особисту и занесла какую-то палку для удара. Крикнул, предупреждая своего. Тот оказался парнем с великолепной реакцией, увесистая дубина только ободрала ему кожу на щеке. Ответ же нападающему был моментальным: грохнули один за другим три выстрела, и тёмная косматая туша опрокинулась навзничь, орошая кровью траву под собой. Начальник застыл столбом, а я подскочил к убитому нападавшему и тоже примёрз к месту.
— Ты видел картинки с изображениями неандертальцев или ещё более их ранних предков? Вот что-то подобное увидел и я, только ещё более уродливое, грязное и сплошь заросшее шерстью, схожее скорее с гориллой, чем с человеком. Да только откуда в Сибири гориллы, нападающие на людей с дубинами? Его глаза — они были огромными, с хищными вертикальными зрачками красного цвета. Вздёрнутый, короткий нос, выдающие вперёд челюсти с жёлтыми треугольными клыками. Брр — до сих вспоминаю с содроганием.
Пока мы разглядывали тело нападавшего, к нам из лагеря уже бежали на звуки стрельбы на помощь. В это время, готов поклясться, что видел в чаще ещё несколько чёрных теней. Уверен, что это были соплеменники этого монстра, не поворачивается у меня язык назвать его человеком. Хотя разумом они отличались, раз сообразили, что при таком раскладе на вооруженных геологов лезть чревато.
Возникла бурная дискуссия, что это вообще такое. Спорили старшие, а мы шестеро студентов, без сил уселись кучкой в сторонке. Николай, заявивший нам, что это злые духи, а не люди, бормотал на своем языке что-то неразборчивое, наверное, защитную молитву. С ним никто не спорил, хотя меня так и подмывало спросить, что же это за дух, которого можно сразить пулями. Оставив поверженного врага все вернулись в лагерь и доложили в оперативный штаб о новых обстоятельствах.
В обновленных инструкциях нам приказали полностью прекратить поиски, расчистить две площадки для вертолётов и ждать прибытия помощи, из лагеря ни на шаг даже с оружием не отходить. На начальника отряда смотреть было жалко, думал инфаркт его хватит. Он совсем поник. Бодрость духа и спокойствие сохраняли только особисты. Они и взяли на себя управление лагерем и организацию подготовки площадок, следили чтобы никто не покидал охраняемый периметр.
Прошли бесконечные сутки и, наконец, прилетели два вертолёта с военными. Они пошушукались с особистами и отправились к ручью, забрать тело монстра. Через пятнадцать минут вернулись злые и хмурые. Без трупа чудовища. Из обрывков фраз я понял, что тело кто-то уволок вглубь чащи. Наша особисты получили устный втык, что не притащили монстра в лагерь, на что те возражали, что их дело было обеспечивать безопасность людей, и так троих потеряли.
В-общем нас, всю экспедицию, погрузили в вертолёт, за исключением проводника и наших спецслужбистов, и повезли, а точнее полетели к цивилизации. Забрали с собой только приборы и мелочевку. Палатки и провизию оставили военным, они должны были продолжить поиски.
Я старался добыть многие годы информацию о пропавших, но девушки и студент были не из нашего института, да и никто не хотел рассказывать о засекреченном деле какому-то студенту. Меня же распирало любопытство узнать кто это вообще был, я строил самые разные версии: и пещерные люди, каким-то чудом дожившие до наших времён, и те мутировавшие пропавшие из состава послевоенных золотоискателей, и беглые преступники, потерявшие человеческий образ под воздействием неизвестной болезни. Фантазия у меня была богатая.
А потом пошла-закрутилась жизнь: работа, семья. Как-то и позабылось, до этого случая на погосте в лесу, о котором тебе Олег рассказал. Чую я, что и тогда, в тайге близ заброшенной деревни, без мистики не обошлось. Чего в нашем мире только не бывает и может встретиться что угодно. Но надеюсь, я свою порцию необычного уже получил полностью…
Автор: Артур1987