Найти тему
Стражи Родины

Анапу сотряс взрыв чудовищной силы! Как Красная армия применяла морские беспилотники

Ночь с 21 на 22 июля 1943 года на удерживавшимся немцами Таманском полуострове была неспокойной. Во-первых, все разведданные указывали на то, что ближайшей ночью советские войска предпримут очередное мощное наступление против «голубой линии» (так называлась линия обороны, проходившая от берега Азовского моря до Новороссийска). Во-вторых, на море в районе Анапы наблюдалось какое-то подозрительное оживление. Противник очень опасался нового морского десанта. Дозоры были усилены, всем прибрежным постам приказали смотреть в оба. И вот в час ночи худшие опасения, казалось, начали сбываться. Из морской темноты показался какой-то силуэт, двигавшийся в сторону порта Анапы. Береговая артиллерия открыла шквальный огонь, вода вспенилась белыми султанами, но загадочная цель все приближалась. А потом еще и стала мигать какими-то непонятными световыми сигналами. Казалось, русские идут на прорыв к гавани… Внезапно тьму озарила огромная вспышка, а потом все вокруг сотряс чудовищный по силе взрыв, ударной волной от которого в прибрежных домах вышибло все стекла и дверные рамы, снесло крыши. Потом все неожиданно стихло, никаких новых атак не последовало. Немцы тогда так и не поняли, что произошло и даже не подозревали, что стали свидетелями не вполне удачного, но эффектного применения советским флотом морского беспилотника!

Первые упоминания о таком оружии встречаются еще в известном труде греческого историка Фукидида «История Пелопоннесской войны». В 413 году до нашей эры в битве при Сиракузах против афинского флота был применен торговый корабль, набитый вязанками хвороста и сосновым лесом. Сиракузцы подожгли его и направили в сторону стоянки триер противника. При этом экипаж спрыгнул в море и добирался до берега вплавь. Ну а первое успешное применение брандеров (взрывающихся кораблей) датируется 332 годом до нашей эры. Впоследствии в том или ином виде плавучие беспилотники применялись на протяжении всей истории, а в связи с быстрым развитием технологий в ХХ веке данное направление получило новый импульс. Например, в 1917 году немецкий флот использовал дистанционно управляемые взрывающиеся катера против британских мониторов у побережья Бельгии. В нашей стране подобными разработками занялись ровно 100 лет назад - в сентябре 1924 года. Тогда Особое Техническое Бюро (Остехбюро) флота испытало первый радиоуправляемый «катер-торпеду» под названием «Пионер». Военно-морское командование проявило большую заинтересованность в беспилотниках и поддержало подобные работы. На создание крайне сложной для своего времени системы т.н. «волнового управления» в итоге ушло порядка десяти лет. Вкратце она состояла из двух компонентов: приемно-исполнительной аппаратуры на борту ударного катера и командно-передающей аппаратуры на станции управления. Команды передавались по коротковолновому (КВ) и ультракоротковолновому (УКВ) каналам и кодировались в виде акустических тонов, передаваемых на обеих частотах. Принимающая аппаратура декодировала сигналы, которые замыкали ламповые реле, тем самым подавая напряжение на механизмы. Управление беспилотником осуществлялось с летающей лодки (гидросамолета) МБР-2.

-2

К началу Великой Отечественной войны на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах были сформированы спецдивизионы беспилотных катеров Г-5 и авиаэскадрильи управления. Однако до реального применения дошло только на Черном море. Летом 1941 года был разработан план массовой атаки румынской военно-морской базы Констанца. «Дроны» должны были подорвать корабли, плавучие доки, причалы и нефтяные терминалы. Однако операция так и не была проведена из-за быстро ухудшавшейся обстановки. Потом стало «не до того», и о беспилотных катерах неожиданно вспомнили только в феврале 1943 года после знаменитого десанта на Малой земле. В качестве цели на сей раз была выбрана военно-морская база Камыш-Бурун, расположенная к югу от Керчи. Но атака вновь сорвалась из-за аварии самолета наведения. Наконец, в ночь на 22 июля состоялось первое реальное применение этого оружия. Катер успешно вышел на цель, но по неизвестной причине взорвался за 300 метров до нее.

Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре – декабре 1943 года нашему флоту очень досаждали немецкие быстроходные десантные баржи, которые по ночам выходили в Керченский пролив и обстреливали корабли, доставлявшие грузы на плацдармы. Налеты штурмовиков Ил-2 на их базу – упомянутый Камыш-Бурун – не давали ощутимых результатов, тогда было решено снова попытаться применить секретное оружие. Операцию назначили на светлое время суток, чтобы облегчить работу оператора на МБР-2. Миссия несколько раз откладывалась и была осуществлена только 16 декабря, когда плацдарм в Эльтигене уже пал, но остался второй – под Керчью. В 10.00 самолет управления поднялся в воздух в бухте Геленджика, затем в сопровождении целой эскадрильи истребителей направился к Керченскому проливу. В 11.04 стартовал загруженный 2,5 тоннами взрывчатки катер. Успешно подхватив дистанционное управление, МБР-2 повел беспилотник к бухте. В 11.28 немцы заметили приближающийся катер и открыли по нему огонь. Низкопрофильная, едва видимая над волнами цель была очень непроста для поражения. Казалось, все идет по плану, но в последний момент, уже на боевом курсе катер внезапно наскочил на мель. Оператору ничего не оставалось, как подорвать беспилотник.

Другие случаи использования этого оружия не известны. После войны наработки были использованы для создания радиоуправляемых катеров-мишеней, а концепцию ударных катеров признали бесперспективной. К сожалению, произошедшие спустя много лет события (причем в тех же водах) показали, что это было ошибкой.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев