Найти тему
КОСМОС

Пять причин, по которым Иисус мог умереть, не связанных с искуплением

Недавнее моё эссе «Абсурдность идеи искупления в христианском фундаментализме» вызвало разнообразные отклики (некоторые более дружелюбные, чем другие), но одним из повторяющихся возражений на мои рассуждения была мысль о том, что если я — как самопровозглашённый христианин (среди прочего) — собираюсь отвергнуть ортодоксальное объяснение распятия, то какое объяснение я предложу вместо него? Как и почему Сын Божий позволил Себя убить таким ужасным образом? А, Пэйн? Какой у тебя ответ на это, умник? (Я пересказываю.)

Справедливый вопрос. Какой смысл, если он есть, стоит за смертью Иисуса, если не в том, чтобы спасти нас, грешников, от вечного проклятия?

Вопрос о воскресении

Прежде всего, я должен оговориться, что я не обязательно готов спорить против истинности самого воскресения. Может быть, оно действительно произошло, кто знает? Подумайте об этом: во времена Иисуса было много людей, которые бегали вокруг, заявляя, что они — новые мессии, и некоторые из них собирали большие толпы последователей. Историк Иосиф Флавий упоминал дюжину или больше таких. Обычно, рано или поздно, эти мессии переходили черту, и правительство казнило их.

Со временем Иисус, очевидно, стал самым популярным, но мы все знаем, кто был вторым по популярности, верно?

Конечно же нет. Никто не помнит этих парней. Их казнили, их последователи разбежались, и мы больше ничего о них не слышали.

С Иисусом произошло что-то другое. Последователи остались. А затем их число росло и продолжало расти. Некоторые из них даже были казнены за свои убеждения, но движение не остановилось. Это довольно замечательно. Этот человек Иисус должен был быть очень впечатляющим, и, насколько нам известно, возможно, он действительно являлся некоторым из своих последователей после смерти.

По крайней мере, возможно, у них были какие-то видения его. Именно так полагал новозаветный учёный и теолог Маркус Борг, выдвигая гипотезу, что последователи Иисуса «продолжали воспринимать Иисуса как живую реальность после его смерти. В ранней христианской общине эти переживания включали видения или явления Иисуса».

Но означает ли смерть Иисуса, что целью его самопожертвования было уберечь нас, Библию-цитирующих христиан, от ада? Я не буду здесь повторять свои аргументы против этой мысли. Вместо этого давайте посмотрим, можем ли мы найти какой-то смысл в смерти Иисуса вне теорий искупления.

Доказательство жизни после смерти

Во-первых, само воскресение, если оно произошло, является достаточной причиной для того, чтобы Иисус пережил такую публичную смерть. Это был способ дать нам понять, что жизнь не заканчивается со смертью. В мире есть нечто большее, чем то, что мы видим.

Даже как чистый символизм, даже если это не произошло буквально, воскресение Иисуса можно считать ещё более глубоким, чем просто раскрытие загробной жизни. Восточный православный философ Николай Бердяев писал об «универсальном» воскресении: победа Христа над смертью означала «новое Небо и новую Землю», ничто меньшее, чем «преображение мира». Он говорил о том, что воскресение Иисуса символизировало обожение всех существ, а не только самого Иисуса. Иисус показывал нам, что мы все священны, мы все от Бога, и мы все сильнее смерти.

Иисус на кресте — это каждый из нас на кресте, а воскресший Иисус — это каждый из нас воскресший.

Квинтэссенция перехода от плоти к духу

Некоторые учёные считают, что воскресение, являющееся высшим символом превращения плоти в дух, является примером жертвования так называемым «эго»-я ради «истинного» я, отбрасывания наших эгоистичных желаний ради чего-то большего, чего-то более соответствующего желаниям Вселенной для каждого из нас. Речь идёт о согласовании с Богом.

Если это так, то, возможно, нет более важных слов в Новом Завете, чем слова, произнесённые Иисусом в Гефсиманском саду, когда он размышлял о своей надвигающейся смерти: «Не Моя воля, но Твоя да будет».

Возможно, это должно быть молитвой для каждого из нас. Если вы твёрдо придерживаетесь теории искупления, то это может быть хорошим кандидатом. В конце концов, подумайте о самом слове: «at-one-ment» (англ. «быть единым»). Этимологически «искупление» когда-то означало стать единым с кем-то. Примириться; быть в гармонии с.

Призыв к личной трансформации

Борг считал, что «смерть и воскресение становятся метафорой внутреннего духовного процесса, лежащего в основе христианского пути». Иными словами, это говорит о трансформационном процессе для каждого из нас. Это шаг даже за пределы согласования. Речь идёт не только о том, чтобы делать то, что хочет Вселенная. Речь идёт о том, чтобы быть тем, кем Вселенная хочет, чтобы мы были.

Павел говорит об этом в Послании к Галатам, когда утверждает: «Я сораспят с Христом». Он не имел в виду буквально, очевидно. Он говорит метафорически. «И уже не я живу, но живёт во мне Христос». Переход от эго-я к истинному я и личная трансформация.

Иисус даже намекал на эту метафору, когда ещё был жив, говоря в Евангелии от Матфея: «Кто хочет идти за Мной, отвергни себя и возьми крест свой [выделено мной], и следуй за Мной».

Чтобы показать Бога как соучастника страданий

Некоторые теологи считают, что распятие могло быть способом для Бога показать нам, что Он (Она?) страдает вместе с нами. Известный францисканский священник и автор Ричард Рор говорит: «Распятый Бог — это драматический символ единого страдания, в которое Бог полностью входит вместе с нами — гораздо больше, чем просто для нас, как нас в основном учили думать».

Рор отмечает, что основатель францисканского ордена, Франциск Ассизский, утверждал, что крест был добровольным откровением полной любви со стороны Бога. Как говорит Рор: «Это не был источник оплаты Богу за долг, причитающийся от людей. Это было нечто гораздо большее».

Всё вышеперечисленное

Истина в том, что распятие и воскресение могут быть обо всём этом — о знании, что жизнь не заканчивается со смертью, о наших отношениях с Богом, о преобразовании через эти отношения и о том, что Бог страдает вместе с нами.

Если вы ищете объяснение смерти Иисуса, зачем довольствоваться дешёвым, в стиле фильма ужасов, объяснением (с дьяволом с рогами и хвостом) спасения от вечного огненного ада? Возможно, жизнь, смерть и воскресение Иисуса несут более утончённые, более многогранные смыслы, давая нам возможности для размышлений и раздумий. Прежде всего, Иисус был учителем. И если вы посмотрите за пределы упрощённого урока воскресной школы для детей о том, что Иисус умер за наши грехи, вы можете обнаружить, что Он всё ещё учит.