Я думаю, что и в XXI веке, несмотря на дружественные взаимоотношения между РФ и КНР/КНДР, «китайские братушки» и «северокорейские союзники» (естественно – в своих «влажных» мечтах и фантазиях) очень бы хотели «прирастить» себе территории современного Приморья. Но что интересно – во времена существования империи Бохай (в некоторых источниках – Бохэй) сразу ряд Дальневосточных регионов входил в состав и/или находился под влиянием этого древнего корейско-маньчжурско-китайского государства, просуществовавшего с 692 по 926 год нашей эры.
Сегодня я продолжаю уже довольно длительный цикл статей, посвящённый государствам, когда-то присутствующим на территории современной РФ. И империя Бохай – одно из таких государств, ибо в период наивысшего расцвета, смогло занять площадь, равную 470 тысячам квадратных километров и «взрастить» население в 7,1 миллион человек (данные на VIII век нашей эры).
Загадочные жители империи Бохай
Несмотря на то, что в конце VII века в азиатском мире уже существовали, развивались и набирали силу самые разные религии, в том числе буддизм, даосизм и даже ислам, жители империи Бохай были настоящими язычниками – верили в верховенство Вечного синего неба и совершенно не спешили отказываться от шаманских традиций. Основное население – тунгусо-маньчжуры, которые и образовывали «главенствующую нацию». Но если посмотреть на карты государства Бохай, то можно без труда понять, что в его состав входили многочисленные китайские, корейские и даже протомонгольские народы.
В период своего расцвета, совершенно официально, государство охватывало территории современного Приморского края, северной части Корейского полуострова и южной Маньчжурии. И неизвестно, как бы развивалась история этого региона дальше, если бы империя Бохай, в 926 году, не пала под ударами киданей и не была завоёвана ими. Причём кидани, в начале этой истории входили в состав государства и располагались в западной части, в районе современного Тунляо.
Из уникальных народов хочется выделить и эвенков – малый народ Российской Федерации когда-то с большой охотой сотрудничал с азиатской империей. Более того – некоторые эвенкийские племена признавали главенство восточных императоров и являлись прямыми подданными древнего государства.
Империя Бохай: от тяжёлого зарождения к расцвету
На своём пике империю Бохай признавали все соседи – империя Тан, Силла, Япония, Восточный тюркский каганат и прочие восточные соседи. И весь период существования государства «Пархэ» (корейский вариант названия), власть успели прочувствовать 15 «ванов» - императоров этого уникального и самобытного государства.
Упомянуть ванов важно. Восточные историки очень чётко разделяют периоды взлёта и упадка. Например, считается, что первые три правителя, начиная с Ко-вана, внесли свой неоценимый вклад в развитие государства и сделали «задел на века». Но начиная с 4 и заканчивая 10 правителем, в стране продолжался длительный период упадка. Потом, при десятом императоре – Сон-ване (818-829) последовал короткий период взлёта. И с 11 вана по 15 происходило планомерное ухудшение положения империи Бохай, которое пришло к закономерной точке – полному развалу и завоеванию восставшими киданями.
В период первых трёх императоров, новые государи смогли объединить ранее разрозненные племена и собрать под своим началом колоссальную экономическую мощь в виде 100 тысяч домашних хозяйств. При этом сразу же выделилась особая культура, во многом похожая на раннюю культуру киданей, о чём говорят современные археологические находки.
Позже, культура стала похожа на культуру Когурё – особого древнего этноса, который располагался на берегах реки Ялу в современной КНДР. Но это – «зажиточная» страница истории и постепенное изменение традиций и укладов в пользу более цивилизованных порядков и правил.
Учёные называют главной предпосылкой к появлению бохайской империи удивительно-сильное местное хозяйство, которое делилось на животноводческую и земледельную часть примерно в равной мере. Но для того, чтобы собрать все хозяйства воедино, под новым началом, перво-наперво должен был пасть Восточно-тюркский каганат (630 год), после – государство Когурё (668 год) и только после этого, в 692 году, на исторической арене появилось государство Бохай.
Всё началось с восстания киданей против давления империи Тан. В 696 году воинственные племена взяли штурмом город Инчжоу и начали наступление на территории своих давних противников. К ним присоединились остатки сил государства Когурё над которыми главенствовал Цици Чжунсян и народы мохэ. Однако после первых удачных ударов по империи Тан, когурёсцы и мохэсцы отделились и под началом Цисы Биюя отошли на Восток, намереваясь закрепиться на отвоёванных землях.
Правитель империи Тан, стремясь нарушить союзнические договорённости между киданями, когурёсцами и мохэсцами, пошёл навстречу Цици Чжунсяну и Цисы Биюю и пожаловал им княжеские титулы, что ознаменовало признание и примирение. Но киданям, как оказалось, союзники и не были нужны – в это же время «дикие» кочевники вполне себе успешно разгромили 170-тысячную армию империи.
Только тюрки, призванные на помощь империей Тан, смогли усмирить киданей и нанесли им ряд поражений. После, началась совместная военная операция против мощного врага – тюрки и китайцы снова вошли на территории повстанцев, а флот высадил десант в 50 тысяч солдат буквально в тылу непримиримого противника.
Бунт был усмирён – часть киданей признали главенство императора Тан. Но сам император показал худшие черты своего характера и отправил военачальника Ли Кай-гу с объединёнными силами против когурёсцев и мохэсцев, которые пребывали в состоянии мира и не ждали удара от "нового союзника".
Войско Цисы Биюя было разбито, а сам князь погиб в сражении. Цици Чжунсян не дожил до этого времени – умер от естественных причин незадолго до печальных событий.
Объединённые силы мохэсцев и когурёсцев возглавил сын Цици Чжунсяна - Цзо-чжун. И уже новый правитель, понимая неравенство сил, приказал отходить ещё дальше на Восток, находясь под постоянным давлением армии Ли Кай-гу.
Только на самых восточных рубежах, на границе необитаемых территорий, преследование остановилась. В это время, на месте бывшего государства Когурё возникло вассальное государство империи Тан – Силла. И каково же было удивление местных правителей, когда после череды поражений и разгромов повстанцев, в 713 году на территорию Силлы ворвалось новое, смешанное воинство, объявившее себя силами империи Бохай. И ворвалось успешно – вассальное государство было чуть ли не стёрто с лица земли, а правитель империи Тан был вынужден заключить с империей Бохай мир. Более того, формально, именно он дал бохайскому правителю титул Великого Вана, узаконив его власть и признав равным себе.
Период расцвета
Вплоть до 762 года империя Бохай находилась в зависимости от империи Тан – обе стороны следовали ранее достигнутым договорённостям. Так, бохайские правители были удовлетворены своими титулами и неприкосновенностью территорий. Танские правители получили надёжных восточных союзников.
Только во время максимального ослабевания танского Китая, бохайская сторона мягко заявила о своей независимости. Причём, как это принято в восточных странах, припоминать давние тяжбы и обиды не стала – просто обрела полную государственность.
Дальше, многие китайские правители, пытались заставить бохайского правителя признать титул «великого князя». Иными словами – подчиниться тому или иному императору. Но правители империи Бохай отказывались, ибо находились на пике своего могущества – ни одна китайская империя не желала вмешиваться в тяжёлую долгую войну против могущественного государства.
Вскоре, с разрастанием торгово-дипломатических связей, в государство Бохай пришёл достаток. При этом культура обособилась настолько, что «начала» своё собственное летоисчисление, а так же явила миру удивительную смесь из ранее существовавших протокультур. Более того, можно говорить о зарождении своей собственной уникальной религии – особой «смеси» из представлений тенгрианства, шаманизма и даосизма.
Бохайские правители придерживались тактики невмешательства в бесконечные войны вокруг. Но налицо были симпатии, выраженные в японскую сторону – за время своего существования Бохай отправило в Японию 34 посольства, а Япония – 13 раз. Небывалая дипломатическая активность по меркам того времени!
Во время правления Вэня (737-793) были установлены торгово-дипломатические контакты с давним и принципиальным противником – Силлой. В 755 году, после ряда переносов, возле озера Цзинпо, была основана и построена с полного нуля новая столица – Сангъен.
Повоевать тоже пришлось – мир не удалось удержать в 732 году и вплоть до 735 года между Китаем и Бохай шли активные военные действия. Причём бохайский флот первым нанёс удар и одним махом, при помощи десанта, взял важный порт Дэнчжоу. Только в районе гор Мадошань, бохайская армия была с большим трудом остановлена империей Тан. Да и то в виду массовой мобилизации и с привлечением военных сил Силлы.
Война закончилась символично – в 735 году сразу обе стороны объявили себя победителями. В каком-то смысле китайские торговцы получили больше прав на территории Бохай. Но каких-то других заметных изменений и выгод трёхлетняя война не принесла.
Стремительный упадок Бохай
В 907 году на территории Бохай произошла попытка государственного переворота. Проблема заключалась в многонациональном составе элит. И когурёсцы предприняли попытку захватить ключевые государственные посты силой, сразу после того, как на престол взошёл император Ай.
Бывшие кидани были не согласны с таким захватом власти. В 926 году этот гордый кочевой народ фактически обосновал своё собственное государство – империю Ляо. И уже в качестве империи атаковало умирающее государство Бохай.
Получилось легко – местное население не оказывало никакого сопротивления, так как тоже не признавало власти когурёсцев. Как итог, фактически бескровно, в 926 году нашей эры, на территории бывшей империи было образовано княжество Дундань, которое имело только формальную независимость и управлялось правителем разрастающейся империи Ляо.
Естественно, в этот самый момент произошёл естественный «отлом» самых северных регионов, которые и раньше находились в статусе спорных территорий. В свою очередь корейская знать, потерпевшая полное поражение, смогло бежать и на территории города Корё организовало своё собственное правительство, которое в некоторых источниках называется «Поздний Бохай». Но это – только попытка легимитизации власти представителями рода Тэно, которое не имеет никакого отношения к основной части истории. Более того – Приморские земли снова стали ничейными. И фактически снова вошли в состав другого государства только в рамках дальнейший экспансии правителей Ляо.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.