Найти тему
"Хомо люденс"

7 кино СССР с женскими группами, которыми вынужденно руководил 1 мужчина… бедолага

Оглавление

Жесткой, а порой курьезной и, разумеется, пикантной может стать роль мужчины, поневоле руководящего женской группой. Бедолага вовсе не так счастлив, как может показаться со стороны. Это вам не мир фантазий. Это суровая реальность.

Конечно, таких сюжетов в мировом кино за историю его существования набралось много. Чего стоит одна только голливудская комедия Билли Уайлдера «В джазе только девушки» 1959 г.

Снимали в разные годы в различных странах и сюжеты-наоборот. Например, в комедии СССР Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка» 1968 г. бодрая физкультурница руководила целым «выводком» пенсионеров-мужчин, каждый из которых был в нее влюблен по уши.

Но мы с вами сегодня остановимся конкретно на нашем любимом советском кино и непременно – про большие женские группы с вкраплением единственного мужчины… бедолаги.

1. «Нету здесь женщин! Есть бойцы и есть командиры»

Одним из самых серьезных фильмов данного ряда является экранизация повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие» Станиславом Ростоцким в 1972 г.

Поначалу старшина Федот Васков опешил, увидев, кого прислали в его распоряжение: целый отряд юных девушек-добровольцев, многие из которых только-только школу окончили.

Зато – «непьющий контингент», о чем так ратовал до этого Федот Евграфович, недовольный поведением солдат: мол, дисциплины никакой – за воротник закладывают, по местным тетушкам бегают…

Просил «непьющих, и чтоб насчет… женского полу!..»? Вот и получил максимально подходящих под им же названную характеристику («Таких, которые от самогонки и юбок нос воротят живее, чем ты!»), но с курьезной закавыкой…

Кадр из военного фильма Ростоцкого «…А зори здесь тихие»
Кадр из военного фильма Ростоцкого «…А зори здесь тихие»

Когда первое ошеломление спало, старшина начал приспосабливаться. Порой приходилось на многое закрывать глаза – в буквальном смысле, например, когда на веревочках болтались какие-то их тряпочки, которые девушки сушили после стирки.

Зато потом, попав с несколькими из них на выполнение важного задания, старшина понял, насколько эти юные, неоперившиеся, слабые создания могут быть смелыми.

Да, все девушки, с которыми он выходил на это задание, погибли. Даже Лиза Бричкина, которая, пожалуй, была самой из них опытной и смекалистой. Живым остался лишь командир.

А спустя 30 лет этот старшина с сыном одной из девушек – Риты Осяниной, которого он после ее гибели воспитывал как своего, приехал в эти места. Вдвоем они установили тут мемориальную доску в честь памяти девушек-зенитчиц.

2. «По сведениям тети Глаши, наш новый историк – мужчина!.. Рекомендую привести себя в порядок»

В шикарнейшей советской комедии Алексея Коренева «Большая перемена» 1972 г. только что окончивший институт Нестор Северов как головой в омут угодил в дамский педагогический коллектив вечерней школы.

И какие коллеги ему достались, одна другой колоритнее! Строгая, но весьма импозантная географичка; резкая, но обаятельная химичка; прелестная учительница русского и литературы, которую наш историк поначалу посчитал идеалом...

Даже уборщица тетя Глаша была важной участницей этого коллектива. А уж какой одновременно деловитой и обаятельной была директор!

Конечно, преподавательницам, привыкшим до тех пор обитать в сугубо женской учительской, пришлось с прежними привычками расстаться. Зато они обрели неформального лидера: хоть и юного, зато умницу историка. А уж он со своим природным юмором и глубокими знаниями влился в их ряды весьма органично.

Кадр и цитата из советской комедии «Большая перемена» (взято с КП.ру и co.narod)
Кадр и цитата из советской комедии «Большая перемена» (взято с КП.ру и co.narod)

3. «Это общежитие ткацкого комбината или..?»

Еще одна комедия СССР была посвящена нашей теме: лента Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г. Здесь в окружении огромного числа девушек и женщин оказался комендант общаги работниц текстильного комбината.

Сколько у него было подопечных – сказать сложно. Но такая общага могла быть приютом этак для пары сотен представительниц слабого пола.

Сам бывший «морской волк» Виктор Петрович, попав в это пристанище одиноких женских сердец, сразу стал бушевать, смешно возмущаться и громко требовать другой работы. Но потом втянулся и даже... женился. Причем на женщине из этой же общаги.

Кадр из комедии СССР  Самсонова   «Одиноким предоставляется общежитие»
Кадр из комедии СССР Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие»

4. «Вот и всё, и нас – всего шесть женщин сразу и сюрприз»

В юмористическом телеспектакле Сергей Евлахишвили «Шесть старых дев и один мужчина» 1982 г. сюжет крутился вокруг возрастного коллектива. А возник он случайно в доме вдовца Митуа.

Он, видите ли, давненько жил в своем доме в горах одиноким – ну, почти: воспитывал сына. А тут в его дом нагрянуло из большого города сразу шесть женщин, мечтавших покататься на лыжах. И каждая – тоже одинокая, мечтающая о любви и проч.

Бедолага Митуа пытался как-то управлять всей этой громкой, колоритной, разноголосой командой, упрекающей его в том, что он «дикий», но…

Получилось ли у него? А вы посмотрите сами, не буду спойлерить – сюжет интересный, причем с лирической историей.

5. «А я не женщина – я начальник портофлота!»

В советской комедии Александра Полынникова и Виктора Макарова «Берегите женщин» 1981 г. женский коллектив оказался на море – это был экипаж буксира «Циклон». У них даже капитаном числилась представительница слабого пола.

Впрочем, далеко не такими слабыми они были. Даже на устойчивую формулу «в наше время женщины имеют такие же права, как и мужчины» эти милашки отвечали своим «в наше время мужчины имеют такие же права, как и женщины».

Юный журналист Женя Масовский, которому надо было пройти практику, был внедрен в их тесные женские ряды в качестве кока. Разглядев гендерный состав, он, конечно, и нос воротил, и скептицизм проявлял, и вообще во многих ситуациях чувствовал себя хозяином (как бы сказал герой другого известного кино СССР, «на том простом основании, что я мужчина»).

Но не случилось из Жени руководителя женского коллектива. Даже когда его спросили: «А вы кем капитану приходитесь?», он ответил: «Коком».

В целом же команда этих юных обаяшек делом опровергла патриархальное заблуждение о том, что якобы «женщина за рулем, женщина за штурвалом – это аномалия». И милый кок, не умевший готовить (он даже макароны… мыл), как ни странно, этому способствовал.

Кадр из советской комедии Полынникова и  Макарова  «Берегите женщин»
Кадр из советской комедии Полынникова и Макарова «Берегите женщин»

6. «Настоящий джентльмен всегда пропускает даму вперед. Даже в камеру»

В «Моем нежно любимом детективе» 1986 г. от Алексея Симонова женщин было всего две. Зато каких!

Обе они числились сотрудницами частного сыскного агентства и вовсю использовали дедуктивный метод. Они даже имена имели не абы какие, но Шерли (Ширли) Холмс и Джейн Ватсон.

Мужчина же числился ведущим инспектором Скотланд-Ярда и вовсю пытался этими двумя выскочками в юбках управлять. А они каждый раз его обыгрывали. Взяли и раскусили его коварные махинации, когда он хотел их подставить. Так что напрасно инспектор кости морозил в камере, где по своей воле поселился, проворачивая обманный маневр.

По большому счету этот фильм получился феминизированным вариантом приключений известного лондонского сыщика. И его героини малым составом могли дать 100 очков вперед целому отряду таких инспекторов-мужчин.

Кадр из кино СССР Симонова «Мой нежно любимый детектив»
Кадр из кино СССР Симонова «Мой нежно любимый детектив»

7. «Еще маленько подсоблю группе товарищей…»

И, конечно же, одним из самых знаменитых кино про женские коллективы, возглавляемые единственным мужчиной, был популярнейший советский истерн Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» 1969 г.

Возглавлять эту группу из восьми женщин красноармейцу пришлось не по своей воле, а «потому как долг революционный к тому нас обязывает».

Оно, конечно, время от времени Федору Ивановичу помогали разные товарищи, но:

1) Петруха был совсем юным и неопытным, что называется, необстрелянным;

2) Павел Верещагин:

  • сначала отказал (с фразой, вошедшей во все рейтинги любимых цитат советских фильмов: «Нет, ребята, пулемета я вам не дам»);
  • потом мучился совестью (с еще одной знаменитой цитатой кино: «Мне за державу обидно»);
  • затем помогал, но вполсилы (хотя бы не уровне «Гранаты у них не той системы»);
  • а впоследствии подключился всерьез – но почти сразу погиб;

3) Саид был не более чем временным попутчиком, больше решавшим свои проблемы;

4) смотритель из музея и вовсе встречался на пути Сухова на короткое время…

Словом, остался товарищ Сухов один на один с целым выводком женщин Востока, одна другой необычнее, даже экзотичнее (по сравнению с его простой русской Катериной Матвевной).

Душа же товарища Сухова рвалась домой, к родимой жене. Даже в любой фантазии представлял он ее, и только ее…

Ну, или не только, но она все равно была главной во всех его мечтах и видениях. Супруги Абдуллы попадали в его мысли вынужденно. Но даже там, где не действовала цензура, красноармеец оставался чист перед «ненаглядной Катериной Матвеевной».

Кадр из советского кино  Мотыля «Белое солнце пустыни»
Кадр из советского кино Мотыля «Белое солнце пустыни»

Как бы ни старалась Гюльчатай выполнять функции «главной жены», Сухов оставался чист. Словом, «подзадержался я здесь!».

П. с. Дорогие читатели, а какие фильмы можете назвать вы?

И на близкие темы читайте статьи «Мужчины в женских коллективах: серьезно, но курьезно», а также «Социологи объяснили, почему в России так много одиноких женщин», ну и еще «"Одиноким предоставляется общежитие": почему убежденный холостяк Фролов из многих женщин обратил внимание именно на Голубеву».

И еще на женскую, так сказать, тему отгадывайте кино-викторины, где надо назвать советские (мульт-)фильмы по блондинке и, наоборот, по брюнетке-француженке в кадре.

#психология #культура #общество #СССР #кино #знаменитости #социология