Найти тему

Диссертация: "Правовое регулирование транспортной деятельности в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития".

Магистерская диссертация посвящена актуальной проблеме правового регулирования транспортной деятельности в РФ в условиях экономических санкций. Автор проводит комплексное исследование особенностей правового регулирования различных видов транспортной деятельности, анализирует проблемы, связанные с монополизацией железнодорожной отрасли, неэффективностью логистических цепочек и недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. В работе обосновывается необходимость реформирования ОАО "РЖД" путем демонополизации, разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности, обеспечения равного доступа к инфраструктуре для всех перевозчиков и создания единого государственного оператора. Предлагается шире использовать механизмы государственно-частного партнерства, в частности, концессии, для развития транспортной инфраструктуры и повышения эффективности логистических коридоров. Научная новизна исследования заключается в разработке авторских предложений по совершенствованию законодательства в области транспортной деятельности, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях санкционного давления. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов для совершенствования законодательства, разработки стратегий развития транспортной отрасли и реализации проектов государственно-частного партнерства.

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Диссертация содержит 106 стр. Оригинальность в системе Антиплагиат Вуз - 71%. Помощь в написании научных работ. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Отчет о проверке в системе Антиплагиат Вуз.
Отчет о проверке в системе Антиплагиат Вуз.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Транспортная деятельность: понятие и виды

1.2 Субъекты транспортной деятельности и транспортной инфраструктуры

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

2.1. Особенности правового регулирования транспортной деятельности

2.2. Проблемы правового регулирования транспортной деятельности

2.3 Способы решения отдельных проблем правового регулирования транспортной деятельности в РФ на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия противодействия экономическим санкциям со стороны Запада и США и ее союзников требуют эффективного функционирования всей экономической системы Российской Федерации. Особое значение в данной связи приобретает вопрос обеспечения нормального функционирования транспортной системы нашего государства.

В настоящее время транспортная отрасль РФ представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, которые разрабатывают и (или) производят продукцию (выполняют работы и предоставляют услуги) определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение.

Транспортная система РФ выступает объектом, который требует повышенного внимания как со стороны контролирующих транспортную сферу органов государственной власти, так и собственников объектов транспортной инфраструктуры.

Важность магистралей и путей сообщения, как и объектов транспортной инфраструктуры для РФ обусловлена высокой значимостью ее для дальнейшего социально-экономического развития нашего государства, а также большими инвестициями, направляемыми в эту сферу (по расчетам различных экспертов сумма колеблется от 10 до 12 трлн. рублей).

Необходимо отметить, что сам по себе транспортный комплекс в РФ очень специфичен и включает в себя: воздушный, водный, железнодорожный, магистральный и автомобильный транспорт.

В качестве воздушного транспорта в соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), как правило, понимаются воздушные суда как особо сконструированные летательные аппараты, поддерживаемые за счет взаимодействия с воздухом в атмосфере. В качестве водного транспорта в соответствии со ст. 3 Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) в России понимают, в основном, некий производственно-технологический комплекс с судоходными организациями и иную деятельность, связанную с судоходством на внутренних водных объектах и путях. В качестве железнодорожного транспорта в России следует понимать преобладающий в РФ вид транспорта, благодаря разветвленной совокупности железных дорог в РФ, состоящий из подвижного механического и электрического состава (поезда, тепловозы, вагонетки и т. д.).

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках пассажиров и грузов. Прежде всего, железнодорожный транспорт представляет собой сложный механизм производства (перевозочное производство). Именно функциональная деятельность железнодорожного транспорта накладывает отпечаток на формирование общественной безопасности и общественного порядка в регионе или нескольких регионах.

Вместе с тем, наиболее перспективен для изучения автомобильный транспорт, в связи с тем, что он обладает наибольшей приближенностью к человеку, а соответствующая транспортная система – способностью к саморегулированию. Однако, современное состояние автомобильных дорог в России определенно не обеспечивает увеличения скоростей доставки грузов, их целостности, товарного вида и т.п.

Таким образом крайне важно исследовать вопросы, связанные с проблемами и перспективами правового регулирования транспортной деятельности в РФ по основным видам транспорта, так как в условиях введенных в отношении нашей страны санкций именно развитие транспортной деятельности в плане организации доставок европейских товаров – является одним из главных препятствий на пути дальнейшего развития отечественных предприятий и экономики в целом.

Учитывая изложенное можно отметить, что совершенствование деятельности по правовому регулированию транспортной деятельности приобретает все большую актуальность. Изменения, которые происходят в современном российском обществе требуют очередного пересмотра многих методологических положений таких родственных наук, как предпринимательское, гражданское, корпоративное, транспортное право в данной области. Указанное связано с тем, что и объем современных научных знаний постоянно увеличивается, и не всегда согласованно и закономерно меняется или нарабатывается новое законодательство. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость совершенствования и создания новых, более эффективных методов усвоения и практического применения полученных знаний.

Указанные выше обстоятельства, а также особая "изворотливость" естественных монополистов – субъектов транспортной деятельности в целях извлечения из своего положения максимальной прибыли и повлияли на выбор темы диссертации и свидетельствуют о ее актуальности, а также обусловили необходимость решения научной задачи в виде комплексного исследования современных проблем правового регулирования транспортной деятельности в РФ, а также выработки научно обоснованных мероприятий по их своевременному устранению либо минимизации их негативного влияния на отечественную экономику.

Степень научной разработанности темы. Основой проведения настоящего исследования стали фундаментальные труды ученых, которые рассматривали теоретические и практические аспекты, связанные с регулированием транспортной деятельностью, а именно: А.В. Анищенко, С.В. Бабаенко, М.А. Бажиновй, Г.К. Габелли, Н,В, Васильевой, А.П. Ганичевой, Е.А. Гринемаер, Т.А. Дикановой, Д.Е. Зайкова, О.В. Ивушкиной, Т.Ю. Изганиной, Н.Н. Ильина, О.В, Карпеева, С.А. Красновой, Л.В. Лазаревой, , Ю. В. Лермонтова, Е.В. Медведева, М.М. Менжеги, В.А. Микрюкова, Л.В. Михайлова, К.А. Минуллиной, В.В. Никишиной, А.Н. Плетешкова, О.Ю. Поздышевой, Н.Н. Рогова, В.А. Сапега, М.А Сойникова, В.В. Семенихина, Д.Н. Сретенцева, А.Б. Сухова, Ю.В. Трунцевского, Е.О. Филиппова, О.А. Харченко, Л.А. Чеговадзе, Е.В. Чимидовой, К.Ю. Чугуновой, А.И. Чучаева и ряда других авторов.

Анализ использованной литературы по тематике исследования показал, что она является достаточно разработанной, хотя в некоторых аспектах существуют проблемы в законодательстве. Ученые преимущественно рассматривали общие проблемы правового регулирования транспортной деятельностью, не опускаясь до изучения проблем правовой регламентации ее отдельных видов и вопросов обеспечения транспортной безопасности.

Поэтому данная тема требует своего дополнительного изучения, особенно в условиях развития общественных отношений и совершенствования отечественного законодательства.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности в транспортной сфере.

Предмет исследования – нормы гражданского и предпринимательского права, закрепляющие порядок и особенности правового регулирования транспортной деятельностью в РФ и существующие проблемы в данном направлении.

Цель комплексное изучение особенностей правового регулирования транспортной деятельности в РФ, выявление основных проблем, а также разработка и обоснование на этой основе предложений, направленных на совершенствование действующего специального законодательства РФ, регулирующего предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов в указанной сфере.

Задачи магистерской диссертации:

1. Определить понятие транспортной деятельности, выделить и охарактеризовать ее основные виды;

2. Выделить и охарактеризовать основных субъектов транспортной деятельности;

3. Выделить особенности правового регулирования транспортной деятельностью в России по ее основным видам;

4. Выявить основные вопросы, связанные с обеспечением транспортной безопасности при осуществлении транспортной деятельности;

5. Выделить и проанализировать типичные проблемы в области правового регулирования транспортной деятельности;

6. Предложить основные способы разрешения проблем в сфере правового регулирования транспортной деятельностью в РФ;

7. Сформулировать выводы на основании исследованного теоретического и практического материала.

Подобные вопросы, а также неоднозначность научных подходов среди отечественных ученых и предопределили выбор тематики исследования.

Методы исследования. Методы исследования выбраны с учетом цели и задач исследования, его объекта и предмета. Методологическую основу диссертации составляют и общенаучные, и специальные методы и приемы научного познания. Так, важной методологической базой работы послужили сравнительно-правовой, системный, технико-юридический, а также иные, основанные на диалектико-материалистическом методе научного познания социально-правовых явлений, общенаучные и специальные методы исследования (моделирование, анализ, синтез, дедукция и т.д.). В частности, с помощью социологического и статистического методов проводился анализ и обобщение эмпирической базы исследования. Диалектический метод дал возможность исследовать все вопросы темы в динамике, выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сравнительно-правовой метод использовался при исследовании законодательства и практики его применения относительно предмета исследования.

Научная новизна полученных результатов заключается полученных результатов заключается в том, что в ней обоснован ряд новых теоретических положений и выводов, расширяющих научное представление относительно проблем правового регулирования транспортной деятельности в РФ и путей их разрешения. В частности:

– аргументирована позиция согласно которой, транспортную инфраструктуру необходимо определить как целеориентированную подсистему транспортной системы, составляющими которой являются следующие элементы: 1) транспортные коммуникации (транспортная сеть, включающая все виды путей сообщения); 2) объекты по обслуживанию грузовых (грузовые станции, терминалы и т.п.) и пассажирских перевозок (станции, вокзалы, порты, аэропорты, объекты дорожного сервиса); объекты технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих необходимые условия для оказания услуг по перемещению грузов и пассажиров; 3) государственные и частные институты и субъекты хозяйствования, функционирующих в сфере транспортной инфраструктуры; 4) система управления развитием транспортной инфраструктуры (органы государственного управления и их компетенция по принятию соответствующих решений);

– дано определение транспортной деятельности как деятельности, которая непосредственно связана с транспортировкой (перевозкой и буксировкой грузов и перевозкой пассажиров). Обосновано, что как вид предпринимательской деятельности транспортная деятельность является не только оказанием услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность, но и управленческой деятельностью, которая направлена на предоставление таких услуг. То есть с юридической точки зрения, транспортная деятельность имеет комплексный частноправовой и публично-правовой характер.

Получило дальнейшее развитие положение, что важным негативным аспектом, влияющим на развитие транспортной сферы РФ является монополизация железнодорожной деятельности. Аргументировано, что замена монополий свободным и самоорганизующим рынком позволит добиться того, чтобы на нем оставались только предприятия, обеспечивающие наиболее высокое качество обслуживания и предоставления транспортных услуг, а также относительно низкие цены.

Внесены предложения:

– актуализировать задачу обеспечения экономической безопасности железнодорожной отрасли, включающую задачи регулярной оценки рисков и угроз, повышения качества транспортного обслуживания, стратегического планирования, повышения эффективности деятельности, внедрения продуманных цифровых технологий в процесс перевозки.

– реформировать ОАО "РЖД". Предложено следующее авторское видение основных этапов реформы: 1) отмена государственной монополии на перевозку пассажиров и грузов; 2) отделение железнодорожной инфраструктуры от перевозочной деятельности путем разграничения управления инфраструктурой и эксплуатацией перевозочной деятельности; 3) оставление железнодорожной инфраструктуры в публичной государственной собственности либо во владении публичного предприятия; 4) ответственность за развитие железнодорожной, как и иной транспортной инфраструктуры в целом берет на себя государство. Это позволит уравнять различные виды транспорта в общем объеме транспортных перевозок и сформировать свободный транспортный рынок в Российской Федерации; 5) обеспечение равного доступа к железнодорожной (и иной транспортной) инфраструктуре лицензированных перевозчиков; 6) формирование в России сециализированных бизнес-структур, ориентированных на поиск рынка при учете потребностей государства; 7) введение в практику договоров с государством на оказание услуг перевозки пассажиров и грузов лицензированными перевозчиками. Принятие обязанности страхования железнодорожной ответственности перевозчиков за сохранность жизни и здоровья пассажиров и за неприкосновенность и целостность вверенного им груза; 8) введение в РФ на базе ОАО "РЖД" единого федерального государственного оператора в обязанности которого будет входить оказание равных услуг (информационных, организационных, эксплуатационных, услуг по обеспечению транспортной безопасности и других) всем перевозчикам на договорной основе. Представляется в полномочия данного единого оператора включить также финансирование объектов транспортной инфраструктуры, разработку единого федерального графика движения поездов и обеспечение федерального контроля (надзора) за управлением движением поездов в регулярном режиме

С учетом высокого социального значения объектов транспортной инфраструктуры и протяженности территории Российской Федерации также обосновано предложение о возложении на государство обязательства по субсидированию убытков пассажирских перевозчиков и строительство новых федеральных железнодорожных путей сообщения, вокзалов и станций;

– в качестве предложений, направленных на улучшение логистических коридоров в условиях санкционного давления внесены следующие: 1) пересмотреть все логистические схемы, избавится от неэффективных, обеспечить передислокацию производственных, инфраструктурных и перегрузочных мощностей с учетом проведенного пересмотра; 2) организовать прямое железнодорожное сообщение и шире внедрять в практику короткие логистические схемы без учета западных логистических компаний; 3) разработать систему внутрироссийских логистических решений по смешанным перевозкам; 4) шире использовать на практике инструменты цифровизации; 5) обеспечить быстрое обновдение соответствующей нормативно-правовой базы; 6) обеспечить развитие проектной логистики на территории РФ; 7) обеспечить максимально быстрое формирование нормативно-правовой базы относительно возможно принудительного проведения сделок в отношении филиалов западных компаний – международных перевозчиков в форме слияния и поглощения отечественными юридическими лицами, осуществляющими аналогичную транспортную деятельность;

– шире использовать способ саморегулирования через механизм государственно-частного партнерства. В частности, на основании исследования передового мирового опыта были определены следующие направления совершенствования транспортной деятельности в России за счет более интенсивного развития государственно-частного партнерства: 1) отмена монополизации отдельных видов транспортной деятельности; 2) формирование конкурентного поля между инвесторами объектов транспортной инфраструктуры; 3) расширение предпринимательской активности в области транспортной деятельности; 4) увеличение ассортимента транспортных и сопутствующих услуг; 5) распространение сотрудничества между государством и частным партнерами; 6) развитие сферы "транспортного" страхования; 7) развитие механизмов концессионного сотрудничества и внедрения кластерных моделей механизмов государственного управления мобильностью населения. Аргументировано, что в РФ наиболее удобной формой осуществления проектов ГЧП в транспортной сфере является концессия, совместная деятельность, раздел продукции, а источниками их финансирования – средства государственного и местных бюджетов, финансовые ресурсы частного партнера, заимствованные средства и другие источники, не запрещенные законодательством.

Теоретической основой являются работы современных ученых в области предпринимательского, гражданского, корпоративного, торгового, транспортного права, раскрывающие отдельные аспекты правового регулирования в РФ транспортной деятельности.

Эмпирическую базу исследования составляют региональные аналитические и статистические материалы опубликованной арбитражной и судебной практики с 2019 по 2022 годы.

Практическая значимость. Предложенные разработки будут способствовать дальнейшему развитию науки гражданского и предпринимательского права, расширяя и углубляя имеющиеся научные положения.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные выкладки исследования можно будет применить в ходе дальнейшего развития предпринимательского права.

Структура работы построена с учетом комплекса решаемых задач и включает: две главы, введение, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТРАНСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Транспортная деятельность: понятие и виды

Транспортная отрасль играет важнейшую роль в специализации и развития хозяйственных комплексов регионов страны, формировании соответствующих территориально-производственных комплексов как локального, так и градообразующего значения. Высокая эффективность функционирование транспорта является необходимым условием развития и структурных преобразований экономики, активизации внешнеэкономической деятельности, удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках, защиты экономических интересов и безопасности РФ. Развитие транспорта способствует общественному территориальному разделению труда и формированию связей как между населенными пунктами, так и внутри них.

На основе системного подхода транспортную систему страны можно определить как устойчивую целеориентированную совокупность взаимодействующих независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности видов транспорта; государственных, отраслевых, местных органов управления, транспортных предприятий и персонала, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих удовлетворение транспортных потребностей населения и хозяйственного комплекса страны.

Необходимыми условиями эффективного функционирования единой транспортной системы являются:

- соответствие требованиям общественного производства и национальной безопасности;

- наличие разветвленной инфраструктуры для предоставления всего комплекса транспортных услуг;

- обеспечение внешнеэкономических связей РФ.

В своих исследованиях ученые понятия "транспортная система" и "транспортный комплекс" используют: как синонимы и как соотношение системы высшего уровня и ее подсистемы. Так, В. А. Крамков, Е. В. Белякова рассматривают транспортный комплекс как подсистему транспортной системы и отмечают, что"... транспортный комплекс – это целенаправленная подсистема единой транспортной системы страны, которая сформирована на основе интеграции всех универсальных средств производства транспортной продукции с учетом общей цели, взаимодополняемости, взаимозаменяемости и единого руководства их функционированием и развитием, которая обеспечивает полное, своевременное и качественное удовлетворение транспортных потребностей общества с минимально возможными совокупными общественными затратами для данного уровня развития производительных сил страны". Мы согласны с данной точкой зрения относительно понимания транспортного комплекса.

-3

1.2 Субъекты транспортной деятельности и транспортной инфраструктуры

К субъектам (участникам) транспортной деятельности С. Ю. Морозов относит лиц, осуществляющих транспортную деятельность или намеренных приступить к осуществлению таковой. Субъект транспортной деятельности может действовать по собственному интересу, в интересах своего партнера или доверителя, или осуществлять такую деятельность в порядке возложенных на него обязанностей или полномочий.

Согласно определению И. Н. Озерова, А. Н. Александрова, Л. В. Столбиной, субъектами транспортной деятельности признаются физические и юридические лица, участвующие в транспортных правоотношениях посредством реализации совокупности прав и обязанностей, которыми они наделены в соответствии с транспортным законодательством.

В условиях рыночных отношений для транспортной деятельности РФ характерны прежде всего субъекты, непосредственно участвующие в осуществлении транспортных процессов.

В круг субъектов транспортной деятельности входят трудоспособные граждане (работники, потребители), органы государственной власти и местного самоуправления, организации и предприятия (перевозчики). Все названные субъекты транспортной деятельности согласно законодательству наделяются специфическим свойством правовым статусом, что дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях в транспортной деятельности.

-4

2.2. Проблемы правового регулирования транспортной деятельности

Несмотря на достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.

Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста является состояние транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока, в том числе провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.

Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, прежде всего дорожной сети, и транспортного обслуживания сельских территорий не позволили преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.

Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3 – 4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.

Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.

Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

-5

Из таблицы 2.1 следует, что превалирующее негативное влияние на отрицательную динамику оказали объемы внутренних пе­ревозок, которые составляют больше половины грузопотока (-4,66 млн т).

Ключевой причиной данной отрицательной динамики является со­кращение перевозок угля и нефтяных грузов, погрузка по которым за первое полугодие 2020 года со­кратилась по сравнению с показателем прошлого года на 8,1 и 9 %, соответственно.

По данным ОАО "РЖД" в период пандемии ежесуточно на инфраструктуре компании и путях необщего пользования в порожнем состоянии без операций свыше трех суток непроизводительно простаивало более 256 тыс. вагонов, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество порожних вагонов, в отставленных от движения грузовых поездах, увеличилось в 1,7 раза (+16,7 тыс. вагонов в сутки). Оборот порожнего вагона также увеличился на рассматриваемый период на 13,2 % или 0,67 суток.

В 2022 году внутренние пере­возки данных грузов в июне сократились на 1,59 и 1,92 млн т (на 13,3 и 16,6 %), соответственно. При этом перевозки угля восстанавливаются намного медленнее и находятся на уровне минимальных показателей. Кроме того, примерно на 1 млн т (20,1 %) в июне снизились перевозки по РФ черных металлов. Вместе с тем в сумме на эти три груза приходится чуть более трети "внутреннего" грузопотока.

Существенные падения объемов погрузки также наблюдаются по черным металлам, лому чер­ных металлов (-11,4 и -13,3 %, соответственно), а также цементу и химикатам (-8 и -7,3 %, соот­ветственно).

-6