Найти в Дзене

Морские контейнерные перевозки из Китая в РФ: Как избежать пиковых цен в 2024 и 2025?

Оглавление

Морские грузоперевозки всегда отличались высокой волатильностью. Этот рынок меняется постоянно, поэтому сегодня мы рассмотрим, как обстоят дела с морскими перевозками в 2024 году и чего стоит ожидать в 2025.

В течение нескольких последних лет ставками на фрахт жонглировали все. Любое событие, будь то военные конфликты, действия террористических группировок, новые регуляции Международной морской организации (IMO) или слияния крупных перевозчиков, моментально отражалось на стоимости морских перевозок.

Начало 2024 года было непростым: в январе некоторые линии трижды повышали свои тарифы на Новороссийск и Санкт-Петербург в связи с действиями хуситов в Красном море. Ставки фрахта по этим направлениям постепенно росли и достигли своего “неожиданного” пика в июне. Даже несмотря на то, что линии могли и могут спокойно переходить Суэцкий канал, так как их головные офисы находятся в политически нейтральной зоне для хуситов.

Бытует мнение, что паника была создана мнимо, для дополнительного заработка. Было совершенно неясно, как долго продлится напряженность, насколько весома реальная угроза и безопасны альтернативные пути. Шли в обход Суэцкого канала через Мыс Доброй Надежды. Делали перевалки в третьих странах. Приостанавливали свой сервис, чтобы переждать непростой период. Развивали перспективный Севморпуть. Эти решения привели к дополнительным финансовым издержкам, которые легли на плечи линии, но лихо распределились между всеми участниками грузоперевозки.

В мае ситуация осложнилась новыми факторами. В Китае возник дефицит порожнего оборудования, перевалочные порты были перегружены, а количество сервисов сократилось. Владельцы судов подняли тарифы на тайм-чартеры, к ним присоединились терминалы. Как итог: увеличение ставок фрахта в 1,5 раза по сравнению с началом года.

На стоимость фрахта влияют и традиционные факторы:

  • сезонные пики,
  • праздники или выходные дни в разных странах (например, Golden Week в Китае);
  • валютные колебания;
  • рост цен на топливо;
  • стоимость тайм-чартера;
  • наличие порожнего оборудования и места на судне;
  • погодные условия.
Изменение ставок на фрахт в динамике
Изменение ставок на фрахт в динамике

По нашим прогнозам, в ближайшие месяцы ставки на фрахт будут изменяться следующим образом:

  • Цены на доставку в сентябре из Шанхая в Москву через все три порта Санкт-Петербург (LED), Владивосток (VVO) и Новороссийск (NVS) могут выровняться при использовании комплексного сервиса (море + жд/авто). Сейчас доставка стоит 8500 долларов через LED и VVO, и 8700 долларов через NVS.
  • Во второй половине сентября возможно повышение ставок на Дальнем Востоке и поддержание уровней по Новороссийску и Санкт-Петербургу.
  • В октябре будет традиционное повышение из-за ажиотажа и празднования Golden Week в Китае.
  • К концу ноября произойдет снижение ставок, если ничего экстраординарного не случится.

Обзор текущей ситуации

С непростой ситуацией в июне-июле столкнулись порты Дальнего Востока — лидера по грузообороту на сегодняшний день. Хоть регион за последние несколько лет сильно раскрутился, увеличил работоспособность терминалов, пропускная способность и сопутствующая инфраструктура все еще недостаточная. С наплывом груза из Китая Дальний Восток не смог справиться в моменте. Сейчас только ожидание на постановку ж/д занимает около 25 дней. В попытке разгрузить терминалы Владивостока, Находки, Восточного морские перевозчики предлагают конкурентные тарифы на Новороссийск и Санкт-Петербург.

Кроме того, приближается Новый Год, когда импортеру нужно заранее подумать о том, чтобы его товар вовремя оказался на полках магазинов.

Народное творчество (мем), размещенное в этой статье с целью разбавить тревогу от неопределенности, вызванную неконтролируемым изменением ставок
Народное творчество (мем), размещенное в этой статье с целью разбавить тревогу от неопределенности, вызванную неконтролируемым изменением ставок

А это значит, что в сентябре отправитель должен отгрузить контейнер, получатель — забрать с терминала, довезти до своего склада, расфасовать и успеть реализовать. Линии же прекрасно осознают, что на спешке предпринимателей могут хорошо заработать.

Под конец календарного года приближается период закрытия контрактов с китайскими поставщиками, крупные торговые компании стараются отгрузить максимально много до декабря. А тут картина маслом: увеличивается спрос — увеличивается и предложение.

Реакция морских линий

После ухода из России в 2022 году крупных международных игроков рынок вошел в фазу нестабильности. Новые линии только начинают развиваться и нарабатывать опыт, что затрудняет прогнозирование ставок на фрахт.

Интересный маневр с ценами нам показала морская линия Hub shipping. В июне они поняли, что дело пахнет жареным и резко повысили тарифы на 2000 USD. Такое решение было принято по следующим причинам:

1. Сервисы из Китая, Юго-Восточной Азии и Индии с перевалкой в Турции или Египте пользовались высоким спросом.

2. Линия столкнулась с овербукингом, то есть не смогла обеспечить качественный сервис и соблюсти заявленные транзитные сроки.

3. В портах, особенно в Китае, возник дефицит оборудования.

Повышение в цене позволило сократить количество заказов и снизить нагрузку на сервис. После того как проблемы были решены, компания вернулась к предложению конкурентных ставок по направлениям Санкт-Петербург, Новороссийск и Владивосток.

Некоторые судоходные компании работают с отдельными крупными клиентами. Например, Aurora Line сотрудничает с Газпромом, загружая более половины своих судов исключительно для этого партнера. Оставшиеся места они предлагают на спотовом рынке по сниженным тарифам, чтобы избежать недозагрузки. Удачная стратегия, приносящая выгоду и линии, и импортерам. Однако найти таких масштабных клиентов, как Газпром, с внушительными объемами грузов непросто, поэтому подобное решение не является панацеей.

Итог волатильности

Несмотря на то, что 2024 год еще не завершился, уже можно сказать, что он оказался сложным. Хочется стабильности, слияния с бесконечным вечным и человеческого счастья, но в сфере морских перевозок это становится редкостью. Особенно на протяжении последних 4-5 лет.

Регистрируйтесь на наш вебинар 13.09.2024 в 13:00 по МСК “Море из Китая: как избежать пиковых цен в 2024 и 2025”.

Вас ждет еще много инсайдерской информации и практические советы о том, с кем, когда и где вывезти свой груз, чтобы не попасть в ловушку ценовой политики.

-3