Найти тему
Lace Wars

Шедевр или подделка? Скандальная история бюста, потрясшая мир искусства

Оглавление

Триумфальное приобретение Лувра

В 1866 году Лувр праздновал очередную победу - приобретение великолепного бюста Джироламо Бенивьени, итальянского поэта и философа эпохи Возрождения. Генеральный директор Императорских музеев, граф де Ньеверкерк, не поскупился, заплатив за него внушительную сумму в 13 912 франков. Аукцион был жарким, и даже барон де Трикети, представлявший интересы герцога де Омаль, вынужден был уступить.

Бюст сразу же занял почетное место в одном из главных залов Лувра, среди работ величайших скульпторов Ренессанса. Искусствоведы были в восторге от "безусловно подлинной" работы неизвестного мастера XV века. Они восхищались энергичной лепкой высокого лба, умными и пытливыми глазами, характерными чертами лица, говорящими о незаурядной личности изображенного.

От восхищения к сомнениям

Слава бюста Бенивьени разлетелась по всему Парижу. Его хорошо знали ученые, критики, антиквары и любители искусства. В 1865 году портрет даже был представлен на выставке старинного искусства во Дворце промышленности, где получил восторженные отзывы. Известный историк искусства Ренессанса Поль Манц особо выделил его как произведение несомненной подлинности и высоких художественных достоинств.

Множество статей и научных исследований было посвящено этому портрету. Авторство приписывали разным выдающимся скульпторам XV века - Донателло, Вероккио, Мино да Фьезоле и Антонио Росселлино. Однако возникли некоторые несоответствия: все эти художники умерли, когда Бенивьени еще не достиг пятидесятилетнего возраста, а на портрете был изображен явно пожилой человек.

Скандальное разоблачение

Неожиданный поворот в истории произошел в декабре 1867 года, когда в "Хронике искусств" появилось сенсационное сообщение из Флоренции. Антиквар Джованни Фреппа заявил, что бюст Бенивьени был создан по его заказу в 1864 году молодым итальянским скульптором Джованни Бастианини. Более того, моделью для скульптуры послужил не кто иной, как простой рабочий табачной фабрики Джузеппе Бонаюти.

Это заявление вызвало бурю негодования. Граф де Ньеверкерк назвал его ложью и клеветой итальянских националистов. Журналисты подхватили эту версию, предполагая, что это месть итальянских торговцев древностями. Однако некоторые издания осторожно предположили, что слова флорентийского антиквара заслуживают проверки.

Гений подделки: Джованни Бастианини

Настоящим автором бюста оказался молодой флорентийский скульптор Джованни Бастианини. Выходец из бедной семьи, он с 15 лет учился ремеслу у местных мастеров. Несмотря на талант, его работы долго оставались невостребованными.

Судьба Бастианини изменилась в 1848 году, когда на него обратил внимание антиквар Джованни Фреппа. Оценив мастерство молодого скульптора и его увлечение искусством Ренессанса, Фреппа предложил ему выгодное сотрудничество. Бастианини начал создавать статуи, портретные бюсты и камины "в стиле Ренессанс", которые антиквары успешно продавали в крупнейшие музеи и частные коллекции по всей Европе.

Разгадка "загадки Бенивьени"

Заявление Фреппа о подлинном авторе бюста Бенивьени вызвало грандиозный скандал в мире искусства. Многие специалисты отказывались верить в подделку. Известный скульптор Эжен Луи Лекен даже публично поклялся: "Я готов до конца дней своих месить глину тому, кто сумеет доказать, что он - автор бюста Бонивьени".

Однако судьба распорядилась иначе. 29 июня 1868 года Джованни Бастианини скоропостижно скончался. После его смерти всплыли многие факты, подтверждающие его авторство. Рабочие табачной фабрики опознали в портрете своего товарища Джузеппе Бонаюти. Один из флорентийских художников засвидетельствовал, что видел Бастианини за работой над "Портретом Бенивьени" в 1864 году. Окончательным доказательством стал эскиз головы "Бенивьени", найденный в мастерской скульптора после его смерти.

Так разрешилась "загадка Бенивьени". Портрет, считавшийся шедевром эпохи Возрождения, был перемещен из Лувра в Музей декоративного искусства, где занял место среди других знаменитых подделок. Эта история стала ярким примером того, как талантливый современный мастер смог обмануть самых искушенных экспертов, создав произведение, достойное великих мастеров прошлого.