Поговорим об эмоциональном мозге и его особенностях.
«Как бы я хотела на гитаре взять аккорд.
Раньше песни пела, а теперь попутал черт.
Пропадаю я. Мне заплакать впору, только светится лицо.
Катится под гору старой жизни колесо.»
Вообще эта песня о любовной зависимости, но именно в этих словах, прослеживается конфликт рационального мозга и эмоционального. Я хочу жить, как жила, но не могу, «черт путает», то есть эмоциональный мозг тянет на свою сторону, главенствует!
Если очень кратко, то наш мозг делится на рациональный, это корковые отделы и эмоциональный – это лимбическая система, которая включает ряд структур промежуточного мозга. И часто эти две системы мозга подавляют друг друга, не всегда это плохо, но лучше если они контролируют друг друга. Идеальный вариант, когда мысли и чувства «идут» в одну сторону. Они обе оценивают информацию, которую мы получаем из внешнего мира, но по-разному.
Рациональный мозг (корковая часть) работа когнитивных способностей, он анализирует, критикует, рассматривает разные варианты, принимает сознательное решение, условно говоря- думает. Поэтому работа этой части мозга достаточно медленная.
Эмоциональный мозг (лимбическая система мозга) это условные и безусловные рефлекторные оценки ситуации. В систему входят: элементы промежуточного мозга: наши потребности, эмоции, сон и т.д. Так как четкие границы системы не определены, она затрагивает наш древний (рептильный мозг) из которого, мы действовали моментально, чтобы сохранить свою жизнь. То есть, при страхе холодеют конечности- работа рептильного мозга- кровь отступает, чтобы мы ею не истекли. Или случается понос, чтобы скинуть все лишнее и спастись бегством. Эмоциональный мозг- это опыт из прошлого, на основе конкретных ситуаций, запомнил какое-то происшествие и при подобной ситуации, почти мгновенно реагирует из старого опыта, воспроизводя решение. Поэтому эмоциональный мозг, иногда вместе с частью рептильного мозга, и без него, в отличии от рационального, выдает практически моментальное действие.
И часто это реакция выучена в детстве. Потому что наша кора развивается позднее, чем части промежуточного мозга, и ребенок реагирует не подумав, как раз из лимбической системы, без участия неокортекса, ему просто, пока еще, не чем думать. И повторятся эта реакция будет так же неосознанно, даже во взрослом возрасте, когда уже есть чем подумать.
Именно поэтому мы сначала начинаем видеть прошедшую реакцию. «Почему я так вчера сделала?». Мы не можем ее видеть в настоящем, реакция неосознанная. Чтобы видеть ее в настоящем моменте, да еще и управлять ей, надо много работать над собой. При травмах и когда травма переходит в ПТСР (пост травматическое стрессовое расстройство), реакция такая же, мышление как будто меняется, поведение не то что других людей, а наше поведение кажется нам странным. Здесь эмоциональный мозг, так же, начинает считать себя главным.
Но здесь есть и положительные вещи, реакция так же неосознанная, мозг запоминает так же положительные вещи, отсюда наша интуиция. А по мнению некоторых специалистов, именно так открываются экстрасенсорные способности. Про способности я не знаю, вычитала в интернете.
Как помочь себе начать осознавать свое поведение? Хорошо бы увидеть свое поведение, остановится и задуматься. Что я делаю? Зачем? Из какой части мозга я это делаю? Ну или из какой позиции: взрослой, детской, родительской? И как в когнитивно- поведенческой терапии, веря, что эмоции определяются мыслями, усилить работу рационального мозга, подавив эмоциональный мозг, переубедив один мозг в пользу другого. Безусловно это будет лучше! Поэтому КПТ работает достаточно быстро. Но не всем людям можно подавить эмоциональную часть. Гештальт терапия, психодинамическая и глубинная, ее задача в отличие от когнитивной, объединить эти системы, при помощи сознания множества связей, интегрировать изолированный и диссоциированный материал в сознание. То есть направить в одну сторону работу рационального мозга и эмоционального. Поэтому эта работа длительная.
В реальности можно научится управлять эмоциями, ведь это мы их хозяева, не они! Мы вмещаем их в себе, а значит мы больше. Давайте помнить об этом вместе- мы сильнее чем наши эмоции!))))
Друзья, статья длинная, если что-то не понятно, задавайте вопросы. Если нужны будут примеры- пишите, напишу примеры.
Анна Сарапкина. (Часть информации взята с просторов интернета и книг)