Найти тему

"Не пишу в ЦА". Что не так с этой фразой и почему это не повод для гордости. Мое непопулярное мнение

Оглавление

Любой автор нынче слышит про ЦА из каждого утюга, отчего это слово стало чуть не ругательным, а «не пишу в ЦА!» звучит так же модно и дерзко, как в мое время похвастушки типа «не надену шапку зимой!» и «не продамся в офисное рабство».

Писать в ЦА – как что-то стыдное

Фраза «писать в ЦА» стала опасной. За нее или только за намек нынче можно отхватить виртуальных лещей, если ваш собеседник начинающий автор. То есть, непризнанный гений, что обычно тождественно. Эффект от фразы таков, как если бы вы в 19 веке намекнули приличной даме, что ее поведение легковато и достойно оплаты.

Поэтому в дружном творческом писательском чате/блоге очень важно повторять, как молитву, что вы не пишите в ЦА. Чтоб о вас дурно не подумали. У меня создалось впечатление, что «пишет в ЦА» могут сказать только шепотом о порченных и вконец опустившихся авторах. Как говорят о нечистых на руку риелторах или потерявших совесть адвокатах: вроде законно, но после рукопожатия с ними незаметненько вытирают ладонь платочком, а вторую держат за спиной в виде козы.

Отчего-то фраза «я пишу в ЦА» тождественна «не имею ни стыда, ни совести, я ширпотреб и продаюсь за пятак». Я однажды взяла на вычитку чужую работу и спросила автора, мол, а для какой ЦА он пишет и какие цели ставит. Человек оскорбился так, будто ему предложили раздеться и станцевать за деньги.

А еще гордо заявил, что он пишет только для умных, поэтому редактировать ничего не будет. В том числе коряво звучащие двусмысленные предложения, мол, так и задумано, что некоторые куски текста читатель должен прочесть раз десять, чтобы понять, кто куда зачем и почему. А иногда нужно дойти до конца страницы, потом вернуться в начало и пройтись еще раз, и только тогда все станет на свои места. Что его литература – это элитная, а не для кого попало. И явно не для таких, как я.

С каких это пора заботиться о читателях, оглядываясь(понятен ли им текст, не длинен и интересен ли, не слишком ли предсказуемая концовка), и уважать их стало чем-то стыдным?

Творчество с щепоткой высокомерия

Интересно, что ни в одной другой сфере, будь то рукоделие, создание сайтов или дизайна, флористика, создание видеоигр или кинематограф, услуги экскурсоводов, нет такого токсичного стыда не только за монетизацию творчества, но и за сам факт того, что автор «о боже!» при создании своего шедевра подумал о потребностях читателя. Может быть, высокомерие появляется из-за невольного напоминания, что литература – это часть индустрии развлечения. Как и кинематограф, как музеи и выставки, спектакли, концерты. Даже самая классическая опера, даже самый непонятный и скучный балет – это все равно развлечение, досуг. Даже шахматы и 5-уровневые судоку.

А может, высокомерие — это защитная реакция уязвленного самолюбия: «Больно мне надо, чтобы меня читатели! Вы меня не понимаете не потому, что я глупый и фигню пишу, а потому что вы сами глупые и только фигню читать и можете!» Психологические защиты они такие.

Кажется, я поняла, в чем дело!

В том, что словосочетание «ЦА» люди понимают неверно, извращают смысл, добавляя надуманных ассоциаций.

Заставляю себя читать разное
Заставляю себя читать разное

Что такое ЦА?

Целевая аудитория (ЦА) — это группа людей или компаний с общими характеристиками, которым может быть интересен продукт конкретного предприятия. Группу объединяют демографические, социальные, психографические (образ жизни, ценности) и поведенческие признаки. Если компания знает проблемы и интересы своей ЦА, то может сформировать правильный офер, который подтолкнёт людей приобрести товар или услугу.

Например, если вы торгуете спортивными товарами, то ваша ЦА это (внезапно!), в первую очередь, спортсмены и люди с активным образом жизни. Если продаете погремушки и ползунки, то ваша ЦА это родители/бабушки и дедушки младенцев.

ЦА – это не синоним ширпотреба или примитивной универсальности! И уж тем более не ругательное слово.

Примеры и аналогии

Аудитория может быть широкой, например, у пакетов для мусора. А может быть узкой, например, изготовление на заказ намордников для слона (шутка).

Пример из другой области. Есть магазины у дома (типа Монетки, Пятерочки и пр.), которые торгуют широким ассортиментом для всех возрастов граждан, однако преимущественно в эконом-сегменте. А есть магазины специализированные (ортопедические, детские, книжные, музыкальные, товаров из Индии и пр.), которые делают упор на более узкую ЦА. Да, у каждого магазина из последней выборки количественно меньше потенциальных покупателей, однако при грамотном ведении бизнеса можно получать прибыль ничуть не меньшую, чем владелец того же магазина у дома.

Так и с жанрами. Да, музыкальные товары покупают реже, чем хлеб и молоко, но не значит, что не покупают вовсе или что это неформат без ЦА.

Практически у любой книги есть своя ЦА: это та группа/сегмент читателей, которым потенциально может быть интересна данная книга. И часто костяк этой группы может иметь несколько ключевых особенностей, свойств, признаков и, главное, потребностей и ожиданий, характерных именно для этой выборки.

Например, если это любовный роман в стиле серии «Шарм», то большинство читательниц будут женщинами постарше с определенными ожиданиями: хэппи-энд, наличие любовной гетеросексуальной линии в центре повествования и пр. При этом есть некоторые табу, в общем-то выполнимые и разумные, которые накладывает жанр. Например, не стоит в качестве главного героя брать кого-то типа Ивара Бескостного из сериала «Викинги». Также и не советую прописывать технические описания средства передвижения на 10 страницах текста – не читатели оценят.

При этом у любовных романов для другой возрастной группы, янг эдалт, будут свои вкусы.

Если это научная фантастика в стиле Г. Уэллса или Станислава Лема, то там тоже есть свои ограничения. Например, розовые сопли на 100 страниц, фактические ошибки и логические дыры читатель не простит.

Научная фантастика — менее популярный жанр, но говорить, что это не ЦА, — глупо. ЦА есть у всего. Люди, которые читают научную фантастику существуют. Факт. Они же являются целевой аудиторией этого жанра, то есть, будут для нее ЦА (ваш кэп). Другое дело, что у нее количественно меньше читателей. Ну так и авторов там кратно меньше, как и конкуренции.

Игрушки ребенка захватили всё пространство. Книги спрятались.
Игрушки ребенка захватили всё пространство. Книги спрятались.

Что на самом деле скрывается за этой фразой

Скорее уж тут правильнее говорить о том, что на конкретном информационном ресурсе присутствует малое количество ЦА того или иного жанра/направления.

Иногда «пишу не в ЦА» подразумевает только то, что автор смешивает жанры и не оглядывается на читателя. Если есть лидирующий жанр, а в него добавлена щепотка из другого – это ничего страшно. Если это кентавр 50% на 50%, то это тоже не приговор, при грамотной подаче это будет не сужение ЦА до единой области двух пересекающихся по центру кругов, а наоборот, расширение.

Однако не все умеют смешивать жанры и не все миксы будут одинаково удачны, особенно если не задавать себе тот самый вопрос «А для кого я пишу? Кто он, мой будущий читатель, с которым мы совпадаем вкусами и находимся на одной волне, что он любит и ждет, а что не готов мне простить?» Если не думать, то рискуете получить на выходе чудовище Франкенштейна, ЦА которого сужается до вашей любимой бабули и кота Барсика.

Каждая книга найдет своего читателя. Жаль только, если он будет первый и единственный.

Иногда автор заявляет, что пишет для себя. Отличный жизненный подход! Но только тогда, когда автор по-настоящему честен с собой насчёт своих потребностей и целей. Но тогда странно плеваться ядом и поднимать вой на болотах из-за того, что молодого гения снова не оценили, а любители любовных романов по-прежнему читают любовные романы и где-то кучкуются.