Джина Роулендс, ушедшая из жизни в возрасте 94 лет, оставила глубокий след в киноиндустрии благодаря своей выдающейся актёрской игре. Она была известна своей выразительной манерой — её героини часто отличались эмоциональной сложностью, внутренней силой и нестабильностью. Роулендс нередко воплощала на экране образ матерей или женщин, переживающих глубокие травмы, и её персонажи часто демонстрировали ранимость и хрупкость.
Родилась она в Мэдисоне, штат Висконсин, в 1930 году, а свою актёрскую карьеру начала в 1956 году с роли в бродвейской постановке Пэдди Чаефски "Посреди ночи", где её партнёром был Эдвард Г. Робинсон.
После успешных телевизионных работ, Роулендс вскоре привлекла внимание Голливуда, где начала получать роли в таких фильмах, как "Дорогая цена любви" (1958) и "Одинокие отважны" (1962).
Её актёрская карьера была практически непрерывной, и она успела поработать с ведущими режиссёрами того времени, включая Вуди Аллена, Джима Джармуша, Теренса Дэвиса и Пола Шрейдера. Однако именно её сотрудничество с мужем, Джоном Кассаветисом, стало решающим моментом в её карьере — их совместные десять фильмов привели Роулендс к мировой известности и закрепили её статус в мире кинематографа.
Работа с Джоном
Джон Кассаветис был выдающимся независимым режиссёром, известным своей смелостью и готовностью к экспериментам. Его фильмы отличались глубиной и рискованными сюжетами, а для обеспечения финансирования своих проектов он нередко соглашался на роли в голливудских фильмах. Его стремление к художественной свободе сделало его настоящим новатором.
В 1954 году он женился на Джине Роулендс, и их творческое сотрудничество началось с драматического фильма "Ребенок ждет" (1963). Этот фильм стал первым из ряда новаторских артхаусных проектов, где пара исследовала сложные человеческие отношения и психологию персонажей. В течение следующих двух десятилетий, вплоть до выхода их последнего совместного фильма "Потоки любви" (1984), они создали уникальный кинематографический мир, который стоял особняком среди блокбастеров тех лет.
В то время, когда американское кино 1970-х годов балансировало между зрелищными фильмами Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга, а также напряжёнными криминальными драмами, как "Крёстный отец" (1972) и "Изгоняющий дьявола" (1973), работы Кассаветиса и Роулендс представляли третью альтернативу — кино, сосредоточенное на сложных, эмоционально насыщенных персонажах и реалистичных взаимоотношениях.
Роулендс однажды подчеркнула, что в начале её карьеры большинство женских ролей сводились к образам гламурных красавиц. Однако благодаря сценариям Кассаветиса, она смогла не только изменить восприятие женских персонажей в Голливуде, но и бросить вызов стереотипам, создавая многогранные и независимые женские образы, что проложило путь для новых стандартов в кино.
Среди самых знаковых работ Джины Роулендс в тандеме с Джоном Кассаветисом были фильмы "Лица" (1968), где она исполнила роль разочарованной в браке женщины; "Премьера" (1977), в котором она воплотила образ стареющей актрисы, сталкивающейся с профессиональными и личными кризисами; и "Глория" (1980), популярная криминальная драма, которая принесла ей вторую номинацию на премию "Оскар" за лучшую женскую роль.
Особенно ей запомнилась роль Глории — подруги мафиози, вынужденной пуститься в бега. Критики отметили, насколько эта роль отразила саму сущность Роулендс: женщину, обладающую сексуальностью и внутренней силой, которая не нуждается в опоре на мужчину. Этот персонаж идеально соответствовал её восприятию самой себя как независимой и сильной личности, что делало её выступление особенно убедительным.
Актриса "наизнанку"
Джина Роулендс была известна своим особым, "выворачивающим наизнанку" подходом к актерской игре. Её метод основывался на тщательной подготовке: она начинала с глубокого изучения сценария, впитывая и анализируя реплики, и только после этого погружалась в создание образа персонажа.
Бравада, которую зрители видели на экране, не была результатом импровизации или мгновенной интуиции. Каждый её шаг был результатом продуманного и детализированного процесса. В отличие от таких актрис, как Джейн Фонда, Энджи Дикинсон и Эллен Берстин, Роулендс отличалась особой смелостью и глубиной исполнения. Её работы поражают мощными эмоциями и проникновенным психологическим подходом.
Этот стиль в сочетании с преданностью Джона Кассаветиса натуралистичному реализму создали серию неповторимых кинематографических произведений. "Фильм ничего не скроет", — однажды призналась Роулендс, описывая свою работу и верность правде персонажей.
Шедевр чистой достоверности
Джина Роулендс впервые была номинирована на премию "Оскар" за свою выдающуюся роль в фильме "Женщина не всебе" (1974). В образе Мейбл Лонгетти, женщины, переживающей тяжёлую борьбу с психическим здоровьем, Роулендс продемонстрировала глубокий и трогательный портрет человеческой уязвимости, переплетающейся с внутренней силой.
Под руководством Джона Кассаветиса, известного своими натуралистичными диалогами, импровизацией и тонким слухом к речи, Роулендс смогла мастерски передать баланс между отчаянием и истерией. Она позже призналась, что поначалу испытывала трудности с тем, как воплотить Мейбл, настолько хаотичным и отстранённым был её персонаж.
Однако итог был поразителен. Каждая сцена словно выходила за рамки актёрской игры, создавая впечатление абсолютной подлинности. Неудивительно, что последующие поколения актёров и режиссёров, таких как Кейт Бланшетт и Педро Альмодовар, видят в "Женщине не в себе" эталон того, каким может быть сложное и правдивое актёрское мастерство.
Возвращение в центр внимания
Несмотря на смерть Джона Кассаветиса в 1989 году, Джина Роулендс продолжила свою впечатляющую карьеру, активно работая на телевидении. В 1987 году она получила премию "Эмми" за главную роль в "Двойная жизнь Бетти Форд", а спустя годы была удостоена второй награды за свою яркую игру в "Невероятной миссис Ричи" (2003), которую один из критиков описал как "зажигательную и трогательную".
Современному зрителю Роулендс, возможно, более всего известна благодаря её роли в романтической драме "Дневник памяти" (2004), режиссёром которой стал её сын Ник Кассаветис. Она сыграла старшую версию Элли Калхун, воплощённую в молодости Рэйчел Макадамс. В одном из самых эмоциональных моментов фильма её героиня, страдающая деменцией, теряет самообладание и в отчаянии кричит на своего мужа Ноя и медицинский персонал. Это сцена, напоминающая её былые выступления, когда она, играя отчаявшуюся героиню, бродила по улицам Нью-Йорка в образе из "Женщины не в себе", вопрошая случайных прохожих о времени.
В 2015 году Роулендс была удостоена Почётной премии Американской киноакадемии, и в своей речи она поделилась трогательной историей о работе с Бетт Дэвис, своей вдохновительницей. Дэвис, подобно самой Роулендс, была известна своей независимостью и прямолинейностью. В 1982 году выдающийся драматург Теннесси Уильямс сказал о Роулендс: "Джина обладает титаническим талантом. Она одновременно жестока и мила, маниакальна и ясна, красива и проста, доступна, но непостижима."
Эти слова точно подмечают всю многогранность и уникальность её актёрского мастерства.