Найти тему
Валерий Грачиков

Польза и наглость

Карьера Фёдора Прянишникова началась с того, что государь распорядился послать толкового человека в Англию: людей посмотреть и с делом ознакомиться. Требовался ему толковый чиновник, который умел бойко говорить по-английски, чтобы посмотреть как там у этих англичан почта устроена. Уж больно говорят хорошо работает и прибыль приносит. Вот бы и нам для себя перенять, если что есть полезного.

Начальство огляделось по сторонам и заметило надворного советника Фёдора Прянишникова, недавно переведенного в Почтовый департамент. Тем более, что он и молодому императору был хорошо знаком, так как во время коронации в Москве занимался разбором прошений, поданных Его Величеству. Так что все карты сошлись и весной 1827 года Прянишников поехал в Англию изучать почтовое дело.

Можно тут же вспомнить лесковского «Левшу», который тоже съездил в Англию, но потом со своим «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят», так и остался незамеченным. Но у Прянишникова всё пошло по-другому. После возвращения из командировки – сразу новый чин. Буквально через год – следующее производство. Потом через три года – еще одно. В 1835 году Прянишников стал петербургским почтдиректором, а в 1841 году – директором Почтового департамента. Карьера удалась.

Портрет почт-директора Фёдора Ивановича Прянишникова (С. К. Зарянко, 1844).
Портрет почт-директора Фёдора Ивановича Прянишникова (С. К. Зарянко, 1844).

Надо сказать, что карьера удалась по делу. Фёдор Иванович на самом деле сделал много чего полезного. Например, именно он автор гениальной идеи о том, что письмо, посланное из любого российского города в любой другой, должно стоить ОДИНАКОВО. То есть ввел единый тариф на почтовые отправления.

Прянишников договорился об удобной пересылке почты с Пруссией, Австрией и Швецией. Организовал удобную подписку на иностранные газеты и журналы. В советские времена подписка на советские газеты и журналы была в большой моде. В какой-то мере всё это началось с того, что Прянишников организовал удобную доставку газет из-за границы. А ещё он добился оснащения почтовой службы новыми каретами, в которых перевозили пассажиров и потратил много сил на строительство и организацию нормальной работы почтамтов.

-3

В общем, человек оказался на своем месте и на самом деле много сделал для того, чтобы доверенное ему дело делалось хорошо. Конечно, с вечной российской темой – постоянно пьяными почтальонами он так и не справился, их потом еще и Чехов в своих рассказах описывал. Но то, что почта при Прянишникове менялась к лучшему – это несомненно. И то, что он между делом еще и русское искусство собирал, устраивая свою галерею и спонсируя художников – только дополнительный плюс уважаемому человеку, дослужившемуся до действительного тайного советника – II класса Табели о рангах и ставшего кавалером чуть ли не всех орденов империи, которых только мог удостоиться чиновник, всю жизнь прослуживший по статскому ведомству.

-4

А потом открываешь сводку Третьего отделения Канцелярии Его Императорского величества за май 1857 года, а там черным по белому написано следующее:

«…Лица, коим надлежало отправиться отсюда в субботу 4-го мая на пароходе «Прусский Орел», чрезвычайно негодовали на отсрочку сего отправления до 6-го мая.
Этого никогда здесь не бывало, и, говорят, совершенно изменил объявленный публике в печатных табелях срок отправления и прибытия сюда сего парохода в течение всей нынешней навигации.
Особливо семейным людям, совершенно устроившим свои дела для непременного отправления 4-го числа, эта перемена причинила большое неудовольствие, ибо многие из них, сдав уже свои квартиры, должны были опять вводить себя в совершенно лишние издержки, нанимая на двое суток комнаты в гостиницах.
Причину сей отсрочки контора сего парохода относит к дурной погоде (как будто она могла предвидеть, что 6-го числа будет лучше), но пассажирам достоверно известно, что действительная причина сего беспорядка есть Прянишников, также отправившийся на сем пароходе. — Он, говорят, не успел еще подготовиться к отправлению, а потому должны были дожидаться и другие лица, из коих многие столь же знатны как Прянишников, если не больше.
— В чужих краях не посмотрели бы ни на какие пряники, — и не сделали бы этого и для самого короля, — а у нас, говорят, все можно делать: сила солому ломит…»

Источник: Е.В. Балушкина «Слухи и толки: весна 1857 года в Санкт-Петербурге глазами Третьего отделения», Ежегодник Госархива, 2023 год, стр.74.

И сразу вспоминаются истории о некоторых наших современниках, из-за которых самолеты часами стоят у гейтов, ожидая, когда Большое Начальство соизволит пожаловать на борт. По сравнению с Прянишниковым нынешние можно сказать благодетели – всего то по два-три часа себя ждать заставляют. Фёдор Иванович не постеснялся пароход на два дня задержать.

Вот и получается, что с одной стороны – толковый чиновник был. А с другой – высокий чин пошел совсем не пользу характеру.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.