Попытки организовать астрономические исследования в Московском университете предпринимались почти сразу же после его основания. Были также попытки в 1774 году основать обсерваторию на Воробьевых горах (вдали от шума, источников вечерних городских огней и все-таки на возвышенности – 80 метров над уровнем моря), затем в районе Сухаревой башни. К сожалению, все они оказались безуспешными. Лишь в 1804 г. попечителю университета М. Н. Муравьеву удалось сделать реальный шаг – создать в университете кафедру астрономии, пригласить из Германии для заведования ею профессора-астронома Х. Ф. Гольдбаха и добиться того, что на крыше главного корпуса университета была устроена временная учебная обсерватория в виде деревянного «бельведера». Х. Ф. Гольдбах начал вести регулярные занятия по наблюдательной астрономии, однако в 1811 году умер, а сама эта обсерватория сгорела в огне пожара 1812 г.
В результате Московский университет надолго остался без специалистов, обсерватории и инструментов, и вплоть до 1824 года лекции по астрономии в нем читались лишь эпизодически. Ситуация стала меняться благодаря усилиям профессора Д. М. Перевощикова, возглавившего кафедру астрономии. Ему и новому попечителю Московского университета А. А. Писареву удалось склонить купца-мецената, греческого дворянина и почетного члена Московского университета Зоя Павловича Зосиму передать именно университету (а были и другие претенденты!) участок своей земли – «дачи на Трех Горах» в прекрасном месте, на Пресненской возвышенности над Москвой-рекой (ныне Нововаганьковский пер., д.5, на Красной Пресне), которая была очень удобна для организации астрономических наблюдений. Потребовалось целых три года, чтобы З. П. Зосима дал-таки свое согласие на дарение этой земли, и университет смог на законных основаниях приступить к постройке обсерватории.
Строительство было завершено в 1831 году. В комплекс зданий новой обсерватории входил специальный одноэтажный корпус с раскрывающимся разрезом в направлении север - юг (для меридианного круга) и жилой двухэтажный “профессорский” дом в стиле русского ампира (любимый стиль известного московского архитектора Д. Г. Григорьева, подготовившего проект здания). В нем более ста лет жили университетские астрономы и их семьи. Особенностью этого сооружения был мощный фундамент астрономической башни, заложенный ниже самих стен обсерватории, что предохраняло башню от вибраций и, соответственно, позволяло устанавливать на ней высокоточные астрономические инструменты. Д. М. Перевощиков стал первым директором обсерватории.
Купленное оборудование обсерватории, вначале более скромное, чем было задумано, значительно обогатилось при двух больших ее реконструкциях (на каждую было выделено по 100 тыс. рублей). Первая реконструкция была инициирована еще самим Д. М. Перевощиковым, и начала воплощаться в жизнь его учеником и следующим директором обсерватории А. Н. Драшусовым и завершена в 1859 г. третьим директором Б. Я. Швейцером. Главным итогом этой модернизации стала вторая круглая двухэтажная башня (архитектор А. А. Авдеев) для 4-дюймового телескопа-рефрактора Фраунгофера под железным вращающимся куполом-павильоном.
Вторая, наиболее важная и масштабная реконструкция обсерватории Московского университета была осуществлена на рубеже XIX и XX веков под руководством директора Астрономической обсерватории, профессора астрономии Московского университета, члена-корреспондента Санкт-Петербургской АН В. К. Цераского. Она была закончена аккурат накануне начала Первой мировой войны. К башне главного здания обсерватории было пристроено северное крыло, в котором расположилась учебная аудитория, а на самой башне установлены новый вращающийся купол и 15-дюймовый телескоп-астрограф, долгое время являвшийся одним из самых больших астрономических инструментов России. Он прослужил три четверти века и не использовался для регулярных наблюдений с 50-х гг. XX столетия. Ныне после реставрации в 1990-е годы этот инструмент остается действующим музейным экспонатом.
В ходе реконструкции на средства, пожертвованные учеником Цераского А. А. Назаровым, во дворе обсерватории были построены и оснащены инструментами еще четыре вспомогательные астрономические башни, одна из которых и поныне называется Назаровской. Общий архитектурно-инженерный проект реконструкции астрономической обсерватории, назаровских башен, учебной аудитории и их интерьеров был подготовлен на тот момент главным архитектором Московского университета К. М. Быковским (о нем см. подробнее в моей предыдущей статье).
При проведении строительных работ В. К. Цераский также добился от московских властей укладки каменного мощения прилегающей к обсерватории улицы, что сделало доставку грузов и строительных материалов туда более удобной, и еще уговорил руководство университета заключить соглашение с застройщиками этой части Москвы о запрещении строительства сооружений, препятствующих астрономическим наблюдениям (речь шла об ограничении высотности зданий). Добавлю к этому еще одну интересную деталь. Тот же В. К. Цераский выкупил рядом с обсерваторией кусок земли для организации там первой метеорологической станции Московского университета. Сама метеорология довольно быстро выделилась из университета, но этот участок до сих пор используется по назначению. Там ныне по адресу Нововаганьковский пер., д. 12 находится центральный офис Росгидромета.
Астрономическая обсерватория Московского университета сыграла важную роль в развитии отечественной астрономической науки. Там работали такие выдающиеся ученые, как Б. Я. Швейцер, Ф. А. Бредихин, В. К. Цераский, А. А. Белопольский, С. Н. Блажко, С. В. Орлов и др. Именно на базе этой обсерватории В. К. Цераский открыл и описал перистые облака, впервые в мире измерил нижнюю границу температуры поверхности Солнца, а десять лет спустя измерил видимую звездную величину нашего светила.
В 1931 году после ряда преобразований коллегия Наркомпроса РСФСР приняла решение о слиянии в составе МГУ университетской астрономической обсерватории, а также образованного в 1923 году Государственного астрофизического института и Астрономо-геодезического научно-исследовательского института в объединенный государственный астрономический институт, которому было присвоено имя астронома-большевика Павла Карловича Штернберга (1865–1920), руководившего Астрономической обсерваторией Московского университета с 1916 по 1920 гг. С 1932 г. для его обозначения утвердилась аббревиатура ГАИШ. Это научно-исследовательское и учебное подразделение МГУ работает в составе университета по сей день. На счету научных сотрудников и преподавателей ГАИШ ныне множество астрономических открытий, участие в подготовке и осуществлении советских и российских космических программ. В 1930–1940-е гг. на базе ГАИШ сформировались влиятельные научные школы астрофизики (В. Г. Фесенков, Б. А. Воронцов-Вельяминов, Г. Ф. Ситник, И. С. Шкловский), астрометрии (С. Н. Блажко, М. С. Зверев, Е. Я. Бугославская), звездной астрономии (К. Ф. Огородников, П. П. Паренаго, Б. В. Кукаркин), небесной механики (Н. Д. Моисеев, Г. Н. Дубошин), морской гравиметрии (Л. В. Сорокин) и др.
Однако уже с 30-х гг. ХХ века наблюдать небо в пределах Москвы стало затруднительно из-за расширения границ города, загрязнения воздуха и увеличения интенсивности вечернего освещения. Поэтому обсерватория использовалась по прямому назначению все реже и реже. Когда составлялся проект строительства новых зданий МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах, одним из важных элементов нового проекта был перенос астрономической обсерватории МГУ на новую площадку. Новая обсерватория и помещения ГАИШ на Ленинских горах были сданы в эксплуатацию ученым в 1956 году.
Но помещение и территория старой астрономической обсерватории МГУ продолжает использоваться. Там работает ряд лабораторий ГАИШ. Кроме того, еще в конце 50-х гг. ХХ века после переезда основных подразделений ГАИШ на Ленинские горы по инициативе известного астронома и историка науки П. Г. Куликовского был открыт музей истории старой университетской обсерватории и ГАИШ. С 1981 года он располагается в стенах главного здания старой обсерватории. За более чем полвека в стенах музея была собрана внушительная коллекция раритетов, отражающая развитие астрономии в Московском университете с самого его основания до наших дней. Это научные приборы, мебель, документы, материалы наблюдений, личные вещи известных ученых-астрономов, учебные модели и пр. Сотрудники музея ведут активную научно-просветительскую и экспозиционную деятельность, участвуют в общеуниверситетских Днях науки и других значимых мероприятиях как в рамках университета, так и на общемосковском уровне.
Следует также отметить, что практически все строения на территории старой обсерватории МГУ удалось сохранить. Более того, в 1979 году комплекс здания Краснопресненской обсерватории был поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства. Это позволило дирекции ГАИШ при активной поддержке ректората МГУ осуществить в конце 1980-х – начале 1990-х годов научную реставрацию этого объекта. Сегодня этот интересный объект истории МГУ можно посетить всем желающим по предварительной записи. Во время ежегодной акции «Ночь музеев» для посетителей музея осуществляется обзор неба и видимых астрономических объектов с помощью действующего старого телескопа.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера