Найти тему

О разводах в древней Ирландии

Сегодня совсем короткая история — о том, что давало основание супругам требовать расторжения брака в древней Ирландии. Речь только о браке — прекратить сожительство имела право любая сторона по истечению срока договора, достаточно было объявить об этом принародно. Но брак — это об имуществе и детях. Его защищал закон, и закон присматривал за тем, чтобы не разбегались в ответ на неосторожный чих и делили по-честному, а не по-братски или поровну.

Итак, муж имел право начать бракоразводный процесс при наличии одной из следующих причин (по убыванию важности):

  • жена предала мужа его врагам (предоставила доступ в дом, помогала грабить, угонять скот и разорять домохозяйство иным способом, шпионила в пользу каких-то злодеев)
  • жена завела любовника, муж узнал, прилюдно объяснил, что категорически против (скандалил), а жена не послушалась и продолжила бегать на свидания
  • жена вытравила плод
  • жена совершила детоубийство
  • жена не кормит ребёнка грудью (не имеет молока) или бесплодна
  • жена унижает мужа непотребным поведением (куролесит в пьяном виде, дерётся, ворует, пристаёт к другим мужчинам)
  • жена бьёт мужа до синяков (подушкой можно, скалкой нельзя)
  • жена «выбалтывает то, что происходило между простынями» - распространяется об интимных привычках и способностях мужа
  • жена рассказывает о муже небылицы и распространяет песни поношения
  • жена разжигает в муже похоть колдовством и волшебными зельями
  • жена не ведёт хозяйство (все домочадцы голодные, грязные и оборванные из-за её нерасторопности и негодного руководства, запасы расходуются, но не пополняются, имущество в небрежении, в доме беспорядок).

Жена также имела право подать на развод, если:

  • муж бесплоден (за год брака не был зачат ребёнок)
  • муж бессилен, то есть не исполняет супружеские обязанности
  • муж уехал надолго в чужие края или стал отшельником
  • муж разорился
  • муж разжирел (стал из-за избыточного веса ленив и неприятен)
  • муж разболтал то, что было меж простынями, (см. предыдущий раздел, всё симметрично)
  • муж оклеветал жену (ложно обвинил в предательстве, краже или ином преступлении) или рассказывал о ней небылицы (то есть наводил напраслину и портил репутацию)
  • муж распространял о жене песни поношения
  • муж колотил жену до синяков
  • муж ушёл из дома ради другой женщины или постоянно спит со служанками
  • муж пренебрегал женой ради мальчиков
  • муж колдовством добивался расположения жены
  • муж не предоставлял жене ежедневного обеспечения, мешал вести хозяйство и не дарил подарки.

Состязательность процесса в целом соблюдалась — стороны предоставляли свидетелей, доказательства, если располагали средствами, то и защитников нанимали. Игра стоила свеч: виновная сторона несла материальный ущерб. В браках всегда имелась часть прибыли, которая принадлежала одному из супругов; с годами эта прибыль складывалась. Тот из супругов, кто своим неправильным поведением довёл семью до распада, однозначно терял всё, что заработал за годы совместной жизни, в пользу пострадавшей стороны. Оставалось разделить имущество пропорционально вкладу, сделанному в начале брака. Подарки для женщин были важны потому, что ни муж, ни его наследники не имели права отобрать ранее подаренное. Иногда это были действительно дорогие вещи, на которые женщина могла прожить несколько лет или потратить на новое приданное.

Как и невинность до брака, супружеская верность не возводилась в степень, от женщины требовалось не позорить мужа в его собственном доме, а от мужчины — не слишком афишировать свои похождения и стараться ночевать в собственной постели. Разумеется, все мужчины хотели содержать своих детей, а не стараться за себя и за того парня, поэтому внебрачные связи замужних женщин закон ограничивал. Бесплодие было обычнейшим поводом для развода, поэтому на всякий случай добрачных детей заводили и мужчины, и женщины, чтобы такое обвинение невозможно было предъявить. Если человек не в состоянии создать семью и производить потомство, то он проседал в статусе, а если определённые вкусы ему мешали размножаться, то и вовсе этот статус терял. Поэтому и мужчины, и женщины скрывали свои привычки и увлечения, а культ физической красоты поддерживали все. Однако, время и пиво брали своё, поэтому в законе прописано такое курьёзное основание для развода, как лишний вес.

Создаётся впечатление, что население было не столько религиозным, сколь суеверным, отсюда страх перед волшебными напитками, снадобьями и проделками сатиристов.

Стремление оградить частную жизнь от досужего любопытства, забота о том, чтобы супруги не покалечили друг друга, выясняя отношения — вовсе не проявление гуманизма. Это здравый смысл, проверенный вековым опытом. Человек в клановом обществе — не индивидуальность, а персона, имеющая стоимость, частица общества, включающаяся в разрешённые законом конфигурации. Могли люди разойтись просто потому, что надоели друг другу? Нет, если не было на то оснований. Могли нарочно подать повод? Люди скромного достатка так не делали, потому что развод их разорял. Богатые разводились, некоторые — и не по одному разу, особенно часто — женщины. До семи повторных браков на протяжении жизни.

Как на это смотрела церковь? Никак. Не хотели ирландцы венчаться, предпочитали жениться и выходить замуж по старинке, заключая контракт. Христианство никогда не пыталось отменить местное законодательство и признавало все светские браки законными. Во всех странах, не только в Ирландии. Разводы порицались церковной общиной, народ соглашался, и всё оставалось по-прежнему.

Ирландия
2429 интересуются